Incognito
Гость
|
|
« Ответ #1 : 28 Сентября 2010, 09:51:07 » |
|
Какой рукой вращается колесо прогресса?
В некоторой школе, в некотором классе жилбыл мальчик Левша. Весел, красив и отнюдь не двоечник. Долго ли, коротко ли ходил он в ту школу, но отказался в скором времени посещать уроки биологии. А царюбатюшке так сказал:
— Я не могу работать на практических занятиях! Микроскоп, рассчитанный на праворуких пользователей, вводит меня в состояние фрустрации.
Тут и сказке конец.
Пора начинать думу думать, поскольку история эта наводит на одну интересную мысль, о которой позже. Начнем с рассмотрения феномена функциональной асимметрии мозга (читай: тела). Поиск истины: левильные понятия
Не стоит путать леворукость и левшество, то есть доминирование правого полушария головного мозга над левым.
Различие этих понятий можно ярко проиллюстрировать интересным примером. Человек, получивший серьезные травмы правой руки (шесть и более месяцев бездействия), вероятно, будет леворуким даже после того, как его правая рука заживет. Но доминирующим останется левое полушарие головного мозга. Левши встречаются не только среди людей. «Ведущую лапу» выделяют у кошек, собак, обезьян. Любой эскимос знает, что белые медведи бьют «одной левой».
По мнению большинства ученых, леворукость лишь следствие этого доминирования, значимый, но отнюдь не главный показатель функциональной асимметрии головного мозга, ведь при доминировании правого полушария «ведущими» оказываются и левые глаз, ухо, нога. Как известно, правое полушарие отвечает за образное мышление, эмоции, творчество. Как следствие, принято считать левшей одаренными с рождения. Крис МакМанус в книге «Правая Рука, Левая Рука» утверждает, что умственные способности левшей структурированы иначе, более разнообразны. Согласно его исследованиям, гены, которые определяют леворукость, также управляют развитием речевых центров мозга, что приводит к повышению успеваемости учеников-левшей на общем фоне.
Есть и другая точка зрения.
Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН Виген Геодакян обращает внимание на то, что многие люди, прекрасно владеющие правой рукой, тем не менее левши. Доказано, что примерно у 98% людей, не важно, праворукие они или леворукие, доминантное полушарие — левое. В норме за ведущую руку отвечает полушарие, расположенное с другой стороны тела. И лишь у 10%, говорит Виген Геодакян, левое, доминантное, полушарие отдает команды левой же, ведущей, руке. Именно эти люди и есть настоящие левши, самые разнообразные и талантливые представители человеческого племени.
Единой теории на данный момент нет. Уверенно можно утверждать лишь одно: мозг левшей устроен некоторым особенным образом. Более того, функциональная организация мозга каждого левши уникальна в сравнении с таковой у других левшей и амбидекстров. Точно установлено, что левши не являются «зеркальным отражением» правшей. ПРАВОписание ЛЕВОруких
Сейчас уже ни для кого не секрет, что переучивать левшей нельзя ни в коем случае, это касается всех видов деятельности. Как у Высоцкого про прыгуна в высоту: «Но свою неправую правую я не сменю на правую левую!» Речь шла о ноге. Но ведущие глаз или ухо не так очевидны, как рука. Потому и большинство проблем с приведением левшей к «норме» связаны с правописанием. В современном обществе, к счастью, леворукость более не считается нарушением, как еще тридцать-сорок лет назад. На сегодняшний день доказано, что переучивание левшей приводит к серьезным невротическим расстройствам: тикам, заиканиям, недержанию мочи, дислексии и эпилепсии.
Можно уверенно утверждать, что общественным стереотипом «правых» взрослые нарушают эмоциональную, когнитивную, поведенческую сферы личности, что неизбежно приводит к серьезным проблемам в развитии ребенка. Мама одного из переученных левшей заметила, что у ее сына появился некоторый «ступор» при просьбе учителя написать что-либо. Это говорит о том, что полушария пытаются скоординировать свои действия для использования неактивной, непривычной руки. Согласно исследованиям Лафайетского колледжа и Университета Джона Хопкинса (2006 год) среди закончивших колледж мужчин левши на 15% богаче правшей. А среди выпускников вузов — на 26%. Данная закономерность научно пока не объяснена и, что примечательно, на женщин не распространяется.
Очень важно определить ведущую половину тела уже в детстве. По некоторым исследованиям, левшество проявляется уже на пятой неделе жизни. Та сторона, на которую ребенок чаще склоняет головку, будет в дальнейшем доминировать. Но до двух с половиной лет ребенок будет периодами по 2–3 месяца чередовать руки, что связано с развитием разных зон головного мозга. Более надежны и показательны наблюдения за поведением ребенка в возрасте двух с половиной — трех лет. Ребенок прыгает в классики на ведущей ноге. Бросая мяч, прицеливается «любимым» глазом. Рисует, причесывается, чистит зубы, играет преимущественно ведущей рукой. Т.Л. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной разработана методика составления индивидуального профиля функциональных асимметрий человека, включающая в себя самооценку, функциональные пробы, тесты выявления левшества рук, ног, зрения, слуха и осязания. В случае задержки латерализации моторики следует обратиться к детскому психоневрологу: отсутствие предпочтения одной из рук может быть признаком ММД. Окончательно ведущая рука закрепляется годам к пяти. Португальцы словом «canhoto» сейчас называют левшей, а когда-то именовали дьявола; родственное «canhestro» переводится как «неуклюжий». В Китае до недавнего времени жестоко наказывали учеников, которые отказывались писать правой рукой. А словосочетание «левая дорожка» до сих пор означает «дурной путь». Как, впрочем, и в России. Да гранаты у него не той системы!
Стоит поговорить и о более серьезных «накладках» при переучивании. Как солдат-левша будет кидать гранату? Сначала, как учили, он держит гранату правой рукой, а левой выдергивает чеку. Но чтобы бросить, да еще в стрессовой ситуации, он переложит гранату в левую, ведущую руку, потеряв драгоценные секунды. Последствия, как правило, трагичны.
Как раз здесь вернемся к сказке о мальчике Левше. Почему-то современные технологии ориентированы только на взрослого производителя. Для левшей появились ножницы, ручки (чернила не размазываются), ножи… Но маловероятно, что каждое образовательное учреждение может позволить себе закупать канцтовары двух типов. Более того, не все учителя, замы по АХЧ и директора задумываются об этом. Если всерьез задаваться вопросом создания комфорта для левшей, то список получится внушительным даже в рамках одного предмета. Так, в кабинетах труда встречаются: швейные машинки, деревообрабатывающие станки, ножницы по металлу. Все это для праворуких.
Разработана ли методика преподавания физкультуры для левшей? Прыжок с левой ноги и прицеливание левым глазом при стрельбе на основах военной подготовки? А есть ли в музыкальных школах и кружках гитары для левшей? Да всех направлений деятельности и не упомнишь!
Получается, что каждый день в школе для левши — стресс. Перспектива записаться в новый кружок — повод для тревоги. А будут ли в этом дворце спорта рапиры для леворуких? (Кстати, будут: спорт в этом смысле далеко впереди. Левши ценятся в фехтовании и боксе на вес золота.)
А между тем не секрет, что левши яркие, творческие личности. Большинство голливудских звезд пишут именно левой рукой. Лев Толстой, Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо, Наполеон также были левшами. Причем Бонапарт отличился еще и тем, что заставил всю свою армию научиться фехтовать левой рукой. Представляете, какое это давало преимущество в бою?
По теории вышеупомянутого доктора В. Геодакяна колесо прогресса вращают левой рукой. Возможно, именно несовершенство современного образования мешает левшам проявить свою одаренность на полную катушку. Как показали исследования профессора Анатолия Чуприкова, среди левшей большой процент преступников: карманников, воров на доверии, мошенников. В качестве серьезного примера можно вспомнить маньяка Андрея Чикатило. Быть может, ежедневный стресс, которым награждает правосторонний мир левшей, подталкивает их на скользкую дорожку? Примечательно, что стандартная компьютерная клавиатура более удобна левшам: многие часто употребляемые клавиши расположены именно под их ведущей рукой. И метко стрелять из винтовки получается у хорошо владеющих левой рукой, которая отвечает за направление выстрела.
В последнее время большинство исследователей зациклились именно на помощи левшам в освоении письменной речи. В лучшем случае — рисовании. Но ведь предметов в школе гораздо больше, а все программы написаны для правшей. Здесь, конечно, не стоит вопрос о раздельном обучении. Разговор скорее о методах подачи материала, способах проверки знаний, содержании внеклассной работы, то есть об учете личностных особенностей при организации учебного и воспитательного процессов. И без помощи право… простите, левозащитников не обойтись.
|