Сапфо
САПФО
Ветеран
    
Сообщений: 3401
Paul Is Live!!!
|
 |
« Ответ #30 : 28 Декабря 2016, 03:48:57 » |
|
Многие обращаются с просьбой напечатать песню Чичкова на слова популярного стихотворения Михаила Светлова "Гренада". Выполняем их просьбу. В прилагаемых к нотной записи схемах размещения пальцев правой руки на ладах грифа гитары вступление к песне для упрощения его исполнения обозначено с 9 такта. Ритмический рисунок извлекаемых звуков следует определять по нотной записи. Обратите внимание, что в 16 и 36 тактах второй звук нужно извлекать большим пальцем левой руки, а в 9, 11, 13, 18, 29, 34 и 35 пятый звук извлекается приемом легато, то есть его звучание должно возникать не от удара по струне пальцем левой руки, а от прижатия струны к ладу 4 пальцем правой. Начнем изучение наиболее часто встречающихся в музыкальной практике последовательностей аккордов и проследим за чередованием видов, то есть басовых звуков аккорда. Проверим, какой аккорд следует после доминантсептаккорда (малого мажорного). Для анализа используем 27-30, 32, 33, 36 и первую четверть 37 такта песни "Гренада". Указанное в разбираемых тактах расположение звуков аккорда по отношению друг к другу (за исключением 27 такта) и обозначенная в них аппликатура будут постоянно встречаться в практике игры на гитаре, поэтому желательно, чтобы обучающиеся твердо запомнили названия этих аккордов и указанную аппликатуру. Определите аккорды, записанные в 27 и 29, на третьей четверти 32 и в 36 такте, аккорды, следующие за ними в 28, 30, 33 и на первой четверти 37 такта, вид всех аккордов на первых двух четвертях и смену вида аккорда (появление другого звука в басу) на третьей четверти (в 32 и 37, естественно - на указанных долях такта). Попутно определите, какой вариант типовой аппликатуры возникнет, если в 30 и 33 тактах повысить все звуки аккорда на тон, и какое будет название нового аккорда. Обратите внимание на то, что основным звуком доминантсептаккордов во всех разбираемых нами тактах оказывается квинтовый тон (третий звук) трезвучия, которое появляется в следующем такте после доминантсептаккорда. Знание этого обстоятельства в дальнейшем может очень пригодиться.
Мы ехали шагом, мы мчались в боях И "Яблочко"-песню держали в зубах. Но песню иную о дальней земле Возил мой приятель с собою в седле. Он пел, озирая родные края: "Гренада, Гренада, Гренада моя". Откуда, приятель, та песня твоя: "Гренада, Гренада, Гренада моя"? "Я хату покинул, пошел воевать, Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать. Прощайте, родные, прощайте, семья! Гренада, Гренада, Гренада моя". Но в дальнюю область, в заоблачный плес Ушел мой приятель, и песню унес. И новые песни придумала жизнь. Не надо, ребята, о песне тужить, Не надо, не надо, не надо, друзья. Гренада, Гренада, Гренада моя!
Стихотворение Светлова использовано не полностью.
|
|
|
Записан
|
Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
|
|
|
Сапфо
САПФО
Ветеран
    
Сообщений: 3401
Paul Is Live!!!
|
 |
« Ответ #31 : 28 Декабря 2016, 03:49:52 » |
|
Схема расположения пальцев правой руки на ладах грифа шестиструнной гитары
9 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 0 0 0 0 3 00 1 000 2 10 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 3 535 535 5 535 11-12 аналогичны 9-10 13 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 0 0 0 0 3 00 2 000 14-15 - 13 16 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 2 1 2 0 2 02 2 02 17 - 16 18 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 2 2 1 0 2 12 2 012 19 - 16 20-23 - 13 24 - 18 25 - 16 26 - 18 27 - 16 28 - 13 29 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 0 0 0 1 3 100 3 100 30 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 3 010 010 3 010 31 - 30 32 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 0 132 132 0 031 33 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 0 012 012 0 012 34 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 0 2 1 0 2 12 0 012 35 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 2 0 0 0 3 00 0 000 36 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 2 4 2 4 2 42 2 42 37-38 - 9-10 39 такт (для окончания) EHGDAE E H G DAE E H G DAE 000 0 121212 0 121212 0
Ответы. В 27 такте записан доминантсептаккорд Си. На первых двух четвертях аккорд находится во втором обращении, так как басовым звуком является Фа диез - квинтовый тон аккорда. На третьей четверти аккорд приобретает основной вид, так как в басу появляется основной звук аккорда - Си. В 29 такте записан доминантсептаккорд Соль. Вид аккорда аналогичен 27 такту. На третьей четверти 32 такта записан доминантсептаккорд Ми с пропущенным квинтовым тоном, так как отсутствует звук Си. Аккорд в основном виде, так как в басу находится Ми - основной звук аккорда. В 36 такте записан доминантсептаккорд Си, но основной звук аккорда появляется только на третьей четверти. Вид аккорда аналогичен 27 такту. В 28 такте записано Ми минорное трезвучие. На первых двух четвертях оно в основном виде, так как в басу находится Ми. На третьей четверти в басу появляется Си - квинтовый тон, и, следовательно, возникает второе обращение аккорда. В 30 такте записано До мажорное трезвучие, а в 33 - Ля минорное. Вид этих тактов аналогичен 28. На первой четверти 37 такта записано Ми минорное трезвучие в основном виде. В результате повышения аккорда в 30 такте новый аккорд будет Ре мажорным трезвучием со 2 вариантом аппликатуры. В 33 такте будет Си минорное трезвучие с 1 вариантом.
|
|
|
Записан
|
Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
|
|
|
Сапфо
САПФО
Ветеран
    
Сообщений: 3401
Paul Is Live!!!
|
 |
« Ответ #32 : 28 Декабря 2016, 03:51:46 » |
|
Повторяю текст.
Am H7 E7 Am Em H7 Em C Em C
Em H7 Мы ехали шагом, мы мчались в боях Am H7 Em И "Яблочко"-песню держали в зубах. Am Но песню иную о дальней земле H7 Am H7 Em G Возил мой приятель с собою в седле. C D7 E7 Am Он пел, озирая родные края: Em H7 Em C Em C "Гренада, Гренада, Гренада моя". Em H7 Откуда, приятель, та песня твоя: Am H7 Em "Гренада, Гренада, Гренада моя"? Am "Я хату покинул, пошел воевать, H7 Am H7 Em G Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать. C D7 E7 Am Прощайте, родные, прощайте, семья! Em H7 Em C Em C Гренада, Гренада, Гренада моя". Em H7 Но в дальнюю область, в заоблачный плес Am H7 Em Ушел мой приятель, и песню унес. Am И новые песни придумала жизнь. H7 Am H7 Em G Не надо, ребята, о песне тужить, C D7 E7 Am Не надо, не надо, не надо, друзья. Em H7 Em C Em Гренада, Гренада, Гренада моя!
|
|
|
Записан
|
Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
|
|
|
Сапфо
САПФО
Ветеран
    
Сообщений: 3401
Paul Is Live!!!
|
 |
« Ответ #33 : 28 Декабря 2016, 03:52:39 » |
|
01/70.
Законы музыкальной гармонии
Мы уже знаем несколько вариантов типовой и уникальной аппликатуры для мажорных и минорных трезвучий. Запомнив, чем отличаются трезвучия, септаккорды и нонаккорды, можно облегчить процесс отыскания и запоминания вариантов аппликатуры для септаккордов. А зная варианты аппликатуры для доминантсептаккордов, можно уже отыскивать аппликатуру для нонаккордов. В отличие от трезвучий, септаккорды имеют не два, а три обращения. Септаккорд, находящийся в первом обращении (терциевый тон в басу - 2 звук аккорда), называется квинтсекстаккордом, во втором (квинтовый тон - 3 звук) терцквартаккордом, в третьем (септима в басу - 4 звук) секундаккордом. Для облегчения запоминания мы, как и при разборе обращений трезвучий, будем указывать только порядковые номера обращений септаккорда, не пользуясь их названиями. Обращения нонаккорда названий не имеют, так как нонаккорд употребляется только в основном виде. Нам известно, что из семи различных септаккордов наиболее употребителен малый мажорный доминантсептаккорд, и поэтому надо в первую очередь научиться отыскивать аппликатуру этого аккорда и запомнить некоторые варианты. Малый мажорный называется доминантсептаккордом (о чем будет рассказано позднее). Этим названием мы будем пользоваться в дальнейшем. Для отыскания доминантсептаккорда нужно использовать знакомый аппликатурный вариант мажорного трезвучия, то есть взять на гитаре мажорное трезвучие от звука, от которого должен быть построен доминантсептаккорд, затем мысленно определить, какое название должен иметь четвертый звук, чтобы это трезвучие превратилось в нужный нам доминантсептаккорд. Напомним, что До мажор состоит из звуков До, Ми, Соль, а Си бемоль - септима. Следовательно, надо к этому трезвучию добавить четвертый звук Си бемоль. Ре мажор превратится в доминантсептаккорд, если добавить звук До. К Ми мажору нужно добавить звук Ре и так далее. На основании приведенных примеров легко определить, какое название должен иметь четвертый звук, прибавленный к мажорному трезвучию, чтобы оно превратилось в доминантсептаккорд. Определив этот звук, надо попытаться видоизменить намеченный вариант аппликатуры мажорного трезвучия, чтобы появилась практическая возможность исполнить на гитаре четыре разноименных звука. Если это окажется невыполнимым, перейти к другому варианту аппликатуры для мажорного трезвучия.
|
|
|
Записан
|
Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
|
|
|
Сапфо
САПФО
Ветеран
    
Сообщений: 3401
Paul Is Live!!!
|
 |
« Ответ #34 : 28 Декабря 2016, 03:55:00 » |
|
Попробуем выяснить, можно ли видоизменить 1 вариант типовой аппликатуры, чтобы на его базе создать удобный доминантсептаккорд. В 1 варианте, как известно, аппликатура выглядит так: До (3 ---) До, Ми, Соль.
EHGDAE EHGDAE 3 355
Для примера мы взяли До мажорное трезвучие, которое превратится в доминантсептаккорд, если прибавить Си бемоль. Поскольку нам нужен доминантсептаккорд в основном виде, на 5 струне должен остаться звук До. Теперь надо решить, какую струну можно использовать для извлечения звука Си бемоль. Мы знаем, что септаккорды могут быть с пропущенной квинтой (без 3 звука). Было бы логично вместо звука Соль извлечь на 1 струне Си бемоль, однако в этом случае аккорд становится трудным для исполнения, и от принятого варианта приходится отказаться. В аккорде имеется удвоение звука До. Он находится на 5 и 3 струнах. Принимаем решение ликвидировать это удвоение и на 3 струне вместо До извлечь звук Си бемоль, который находится на 3 ладу. Последний вариант наиболее легкий для исполнения. Останавливаемся на нем: До (3 ---) Си бемоль, Ми, Соль.
EHGDAE EHGDAE 3 353
Если после доминантсептаккорда в основном виде или перед этим аккордом необходимо исполнить доминантсептаккорд во 2 обращении (с басом Соль), в этот момент при данном варианте аппликатуры основной звук исчезает, в результате чего аккорд теряет строение септаккорда и становится трезвучием. Это происходит, так как в верхних голосах аккорда нет основного звука До: До (3 ---) Си бемоль, Ми, Соль; Соль (3 ---) Си бемоль, Ми, Соль.
EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 3 353 3 353
Или Соль (3 ---) Си бемоль, Ми, Соль; До (3 ---) Си бемоль, Ми, Соль.
EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 5 353 3 353
Но когда такой аккорд помещен после или перед доминантсептаккордом в основном виде, то есть с басом До, исчезновение основного звука заметно больше зрительно, чем на слух. Поэтому в практике игры на гитаре такие варианты изложения аккордов часто применяются, так как без этого аккорды оказались бы трудно исполняемыми. При 1 варианте аппликатуры, передвигая руку к 1 ладу (до появления в аккорде открытой струны) мы получим доминантсептаккорд Ля в уникальной аппликатуре: Ля; Соль, До диез, Ми.
EHGDAE EHGDAE 0 020
|
|
|
Записан
|
Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
|
|
|
Сапфо
САПФО
Ветеран
    
Сообщений: 3401
Paul Is Live!!!
|
 |
« Ответ #35 : 28 Декабря 2016, 03:56:15 » |
|
Теперь легко будет определить, что при отыскании доминантсептаккордов в основном виде на базе варианта 2а типовой аппликатуры для мажорных трезвучий 4 звук можно извлечь только на второй струне. Здесь показано Ми мажорное трезвучие: Ми (2 ---) Си, Ми, Соль диез.
EHGDAE EHGDAE 2 454
А здесь - доминантсептаккорд Ми: Ми (2 ---) Си, Ре, Соль диез.
EHGDAE EHGDAE 2 434
При этом аппликатурном варианте в момент извлечения доминантсептаккорда во 2 обращении (с басом Си) тоже исчезает основной звук Ми. Это происходит, так как его нет в верхних голосах аккорда: Си (2 ---) Си, Ре, Соль диез; Ми (2 ---) Си, Ре, Соль диез.
EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 2 434 2 434
О последствиях исчезновения основного звука аккорда мы уже говорили. Если при варианте 2а передвинуть руку в сторону 1 лада (до появления открытой струны), появится доминантсептаккорд Ре в уникальной аппликатуре: Ре; Ля, До, Фа диез.
EHGDAE EHGDAE 0 212
|
|
|
Записан
|
Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
|
|
|
Сапфо
САПФО
Ветеран
    
Сообщений: 3401
Paul Is Live!!!
|
 |
« Ответ #36 : 28 Декабря 2016, 03:57:28 » |
|
Мы рассказали о варианте 2а, не сказав ничего о 2 варианте типовой аппликатуры, поскольку отыскивать аппликатуру для доминантсептаккордов на базе 2 варианта - процесс более сложный, чем при вариантах 1, 2а, 3, и может оказаться менее понятным для начинающих обучение. Кроме того, исполнение аккордов в такой аппликатуре менее привычно и более трудно для левой руки. Сначала надо 2 звук трезвучия, извлекающийся на 1 струне, перенести на октаву ниже, после чего этот звук будет извлекаться на 4, а 1 не будет участвовать в игре. После такой операции можно определить, на каком ладу 3 струны будет находиться 4 звук аккорда. Напоминаем, как выглядит 2 вариант типовой аппликатуры для мажорных трезвучий. Здесь показано Ми мажорное трезвучие в основном виде: Ми; Си, Ми, Соль диез.
EHGDAE EHGDAE 7 454
А здесь показано, как расположились звуки в результате превращения в доминантсептаккорд трезвучия во 2 варианте типовой аппликатуры: Ми; Соль диез, Ре, Ми.
EHGDAE EHGDAE 7 576
Здесь записан доминантсептаккорд До, так как он часто встречается в указанной аппликатуре, которая возникла на базе 2 варианта типовой аппликатуры с оставлением 2 звука аккорда на 1 струне: До; Си бемоль, До, Ми.
EHGDAE EHGDAE 3 013
|
|
|
Записан
|
Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
|
|
|
Сапфо
САПФО
Ветеран
    
Сообщений: 3401
Paul Is Live!!!
|
 |
« Ответ #37 : 28 Декабря 2016, 03:58:35 » |
|
Чтобы превратить трезвучие (здесь построено от звука Соль) в 3 варианте типовой аппликатуры в доминантсептаккорд, надо вместо 3 звука аккорда (квинты Ре) извлечь на 2 струне 4 звук аккорда - Фа: Соль (3 ---) Си, Ре, Соль; Соль (3 ---) Си, Фа, Соль.
EHGDAE EHGDAE 3 334
EHGDAE EHGDAE 3 364
При этом варианте аппликатуры в момент извлечения аккорда во 2 обращении со звуком Ре в басу не происходит исчезновения основного звука доминантсептаккорда, так как он сохраняется в верхнем голосе: Ре (3 ---) Си, Фа, Соль; Соль (3 ---) Си, Фа, Соль.
EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 5 364 3 364
Если при 3 варианте передвигать руку к 1 ладу, то появится доминантсептаккорд Ми в уникальной аппликатуре: Ми; Соль диез, Ре, Ми.
EHGDAE EHGDAE 0 041
Выучите наизусть, чтобы уметь исполнять на гитаре, мажорные, минорные трезвучия и доминантсептаккорды в уникальной аппликатуре из числа описанных вариантов.
|
|
|
Записан
|
Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
|
|
|
Сапфо
САПФО
Ветеран
    
Сообщений: 3401
Paul Is Live!!!
|
 |
« Ответ #38 : 28 Декабря 2016, 03:59:19 » |
|
03/70.
Законы музыкальной гармонии
Гитара, в отличие от многих других струнных инструментов, имеет широкие возможности воспроизведения аккомпанемента, состоящего из различных последовательностей аккордов, которые сопровождают развитие мелодической линии. Кроме того, гитара обладает красивым и мягким тембром звучания. Эти свойства гитары дают возможность применять ее в качестве сольного и аккомпанирующего инструмента. Тембровые краски гитары давно привлекли внимание эстрадных оркестров и ансамблей. В таких коллективах гитара используется для исполнения аккордов, звуки которых извлекаются медиатором (пластинка яйцевидной или треугольной формы, изготовленная из пластмассы). Специфический характер звучания аккордов, исполняемых при помощи медиатора, подчеркивает ритмический рисунок музыкального произведения и вносит своеобразную окраску в общее звучание. Поэтому гитара стала обязательным инструментом в эстрадных оркестрах, квартетах и других ансамблях. Написать партию гитары, удобную для исполнения, труднее, чем для других музыкальных инструментов. Поиски простого и краткого способа записи звуков аккорда без указания точного их расположения относительно друг друга привели к созданию буквенно-цифрового способа обозначения аккордов, который упростил написание партии гитары для исполнения в эстрадном коллективе. Рассмотрим знаки, сочетания которых используются при буквенно-цифровом обозначении различных аккордов. Не следует забывать, что в разбираемых примерах показан состав звуков аккорда без учета того, как эти звуки следует располагать, чтобы аккорд оказался исполнимым на гитаре. Основные ступени музыкального звукоряда обозначаются латинскими буквами C (До), D (Ре), E (Ми), F (Фа), G (Соль), A (Ля), H (Си), которые показывают, от какой ноты построен аккорд. Звук Си бемоль принято обозначать не буквой H с добавлением знака альтерации - бемоля, а просто буквой B. Обозначение станет понятным, если учесть, что буквенная система обозначений звуков сформировалась еще в средние века. Звукоряд, в котором звук Си бемоль был основной ступенью, начинался с Ля, и все буквы латинского алфавита стояли на своих местах, обозначая семь звуков. Надо заметить, что в современной литературе буквой B обозначается Си, а Си бемоль - B с добавлением знака бемоль. Это неграмотно и вносит путаницу, по сравнению с общепринятыми нормами. Если нет нотной записи аккорда B, то придется определять на слух, какой аккорд требуется в данном месте пьесы: Си или Си бемоль.
|
|
|
Записан
|
Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
|
|
|
Сапфо
САПФО
Ветеран
    
Сообщений: 3401
Paul Is Live!!!
|
 |
« Ответ #39 : 28 Декабря 2016, 03:59:56 » |
|
C - мажорное трезвучие До: До, Ми, Соль. D - мажорное трезвучие Ре и так далее. Для обозначения минорного трезвучия к большой букве добавляется латинская буква m. Cm - минорное трезвучие До: До, Ми бемоль, Соль. C+5 - мажорное трезвучие с повышенным квинтовым тоном (увеличенное) До: До, Ми, Соль диез. Cm-5 - минорное трезвучие с пониженным квинтовым тоном (уменьшенное) До: До, Ми бемоль, Соль бемоль. Часто используется трезвучие с добавлением четвертого звука, отстоящего от основного тона аккорда на интервал большой сексты вверх. Если взять, например, До мажорное или До минорное трезвучие, к ним следует добавить ноту Ля. C6 - мажорное трезвучие До с секстой: До, Ми, Соль, Ля. Cm6 - минорное трезвучие До с секстой: До, Ми бемоль, Соль, Ля. Cmaj7 или C+7 - большой мажорный септаккорд До: До, Ми, Соль, Си. C7 - малый мажорный доминантсептаккорд До: До, Ми, Соль, Си бемоль. C7+5 - доминантсептаккорд До с повышенной квинтой: До, Ми, Соль диез, Си бемоль. C7-5 - доминантсептаккорд До с пониженной квинтой: До, Ми, Соль бемоль, Си бемоль. Cm+7 - большой минорный септаккорд До: До, Ми бемоль, Соль, Си. Cm7 - малый минорный септаккорд До: До, Ми бемоль, Соль, Си бемоль. C+7+5 - увеличенный септаккорд До: До, Ми, Соль диез, Си. Cm7-5 - полууменьшенный (малый вводный) септаккорд До: До, Ми бемоль, Соль бемоль, Си бемоль. Cdim - уменьшенный вводный септаккорд До: До, Ми бемоль, Соль бемоль, Си дубль-бемоль. C9 - большой нонаккорд До: До, Ми, Соль, Си бемоль, Ре. C-9 - малый нонаккорд До: До, Ми, Соль, Си бемоль, Ре бемоль. Когда трезвучие, септаккорд или нонаккорд построены не от основной ступени, а от альтерированной, после большой буквы ставится знак альтерации - диез или бемоль. Например, Ре диез минор имеет обозначение D#m, а Ре бемоль минор - Dbm. Поясним дополнительно значение стоящих после букв цифр, а также знаков + и -. Цифра 5 - квинтовый тон аккорда, который отстоит от основного на интервал чистой квинты вверх. Цифра 6 - четвертый звук, добавленный к мажорному или минорному трезвучиям, в которых этот тон отстоит от основного на интервал большой сексты вверх. Цифра 7 - септаккорд, в котором септима отстоит от основного тона на интервал малой септимы вверх, за исключением обозначения maj7, так как maj подразумевает интервал большой септимы. Цифра 9 - нонаккорд, в котором нона отстоит от основного тона на интервал большой ноны вверх. Знак плюс показывает, что тон аккорда, обозначенный цифрой, должен быть повышен на пол-тона. Знак минус - что понижен. Например, C7 обозначает малый мажорный доминантсептаккорд До, следовательно, в случае, если в этом аккорде не пропущен квинтовый тон Соль, аккорд будет состоять из нот До, Ми, Соль, Си бемоль (в скобках показано расположение звуков, удобное для исполнения этого аккорда при помощи медиатора: Ми, Си бемоль, До, Соль). C7-5 обозначает тот же септаккорд, но с пониженным квинтовым тоном -5, следовательно, аккорд будет состоять из нот До, Ми, Соль бемоль, Си бемоль (Ми, Си бемоль, До, Соль бемоль). Знак dim обозначает уменьшенный вводный септаккорд от звука, который обозначается большой буквой. Итак, буквенно-цифровое обозначение не показывает, как располагаются звуки аккорда, и какие следует удвоить, чтобы извлечь аккорд на четырех-шести струнах. Это объясняется тем, что в эстрадных оркестрах функцию баса, определяющего вид аккорда, выполняют рояль и контрабас, которые обладают более широким диапазоном низких звуков. Гитарист сам выбирает вариант расположения звуков аккорда, ориентируясь на удобство аппликатуры. Следует заметить, что опытный исполнитель, руководствуясь теорией музыки и слуховым восприятием, всегда следит, чтобы последовательности аккордов были благозвучными, то есть выбирает такие варианты расположения звуков, которые в сочетании с другими инструментами оркестра или ансамбля не нарушают теории при переходе от аккорда к аккорду. Различные созвучия, не имеющие структуры аккорда, обозначаются нотными знаками. В музыкальных произведениях могут встречаться аккорды, имеющие тождественный звуковой состав и различное буквенно-цифровое обозначение. Чтобы не усложнять занятий, ограничимся только следующим примером: C6 состоит из звуков До, Ми, Соль, Ля, Am7 - Ля, До, Ми, Соль, поэтому в одном случае может стоять обозначение C6, в другом Am7. В сборниках популярных песен "Песни радио и кино", напечатанных для голоса и фортепиано, имеются еще и обозначения аккордов. Кроме того, существуют песенники, в которых напечатана одна мелодия. В таких сборниках над нотной строкой помещены буквенно-цифровые обозначения. Если не удается найти нужные произведения, уже переложенные (приспособленные для исполнения на гитаре), знание системы буквенно-цифровых обозначений аккордов дает возможность, пользуясь указанными сборниками песен, найти приемлемый вариант аккомпанемента на гитаре. Конечно, знание этой системы необходимо для тех, кто хотел бы стать участником эстрадного оркестра или ансамбля, так как в этом случае партия гитары пишется не нотными знаками, а буквенно-цифровыми обозначениями.
|
|
|
Записан
|
Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
|
|
|
Сапфо
САПФО
Ветеран
    
Сообщений: 3401
Paul Is Live!!!
|
 |
« Ответ #40 : 28 Декабря 2016, 04:01:42 » |
|
Разберем некоторые случаи, которые могут встретиться в практике использования буквенно-цифровых обозначений. Допустим, что аккомпанемент к мелодии состоит из последовательности аккордов, показанных в примере: в ключе Фа диез; 2/4; Em - бас Ми половина, восьмая пауза с точкой, Соль, Си, Ми шестнадцатая, Соль, Си, Ми четверть; Am6 - бас Ля половина, четвертная пауза, Фа диез, До, Ми четверть; H7 - бас Си половина, восьмая пауза с точкой, Фа диез, Ля, Ре диез шестнадцатая, Фа диез, Ля, Ре диез четверть; Em - бас Ми половина, четвертная пауза, Соль, Си, Ми четверть.
1 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE 0 000 000 2 такт EHGDAE EHGDAE 0 054 3 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE 2 424 424 4 такт EHGDAE EHGDAE 0 000
Предполагается, что этот аккомпанемент будет исполняться на одной гитаре, и звуки извлекаются пальцами. В данном случае целесообразно на первую сильную долю такта поместить басовый звук, а далее - аккорд. Проиграв этот пример, вы можете убедиться, что в нем всё исполнимо, и, следовательно, поставленная цель достигнута. Посмотрим, как будет выглядеть партия гитары, состоящая из аналогичной последовательности аккордов, предназначенных для исполнения в эстрадном оркестре, и ее ритмический рисунок. В первом случае каждый такт начинается с паузы: 2/4; восьмая пауза с точкой, Em шестнадцатая, четверть; четвертная пауза, Am6 четверть; восьмая пауза с точкой, H7 шестнадцатая, четверть; четвертная пауза, Em четверть. Во втором - вместо паузы исполняется аккорд: 2/4; Em восьмая с точкой, шестнадцатая, четверть; Am6 четверть, четверть; H7 восьмая с точкой, шестнадцатая, четверть; Em четверть, четверть. О причине этого уже было сказано, когда речь шла об инструментах, выполняющих функцию баса - рояле и контрабасе. Учитывая, что извлечение аккорда может осуществляться при помощи медиатора, звуки необходимо размещать так, чтобы они оказывались на находящихся рядом четырех, пяти или всех шести струнах. Тут приводится пример, показывающий один из вариантов размещения аккордов, дающий возможность осуществлять звукоизвлечение медиатором: Em - Соль, Си, Ми, Соль; Am6 - Фа диез, До, Ми, Ля; H7 - Си, Фа диез, Ля, Ре диез, Фа диез; Em - Соль, Си, Ми, Соль.
1 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE 3545 3545 3545 2 такт EHGDAE EHGDAE 5554 5554 3 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE 24242 24242 24242 4 такт EHGDAE EHGDAE 3545 3545
Обратите внимание на то, что все звуки извлекаются на прижатых к ладам струнах. Это вызвано тем, что звучание аккордов, исполняемых на гитаре в эстрадных коллективах, должно быть коротким и отрывистым, чего нельзя достигнуть, если часть звуков извлекается на открытых (не прижатых к ладам) струнах. Отрывистость звучания аккорда достигается ослаблением на мгновение прижатия струн к ладам пальцами правой руки без снятия пальцев со струн. При наличии нотной строки с мелодией и буквенно-цифровым обозначением аккордов исполнителю необходимо определить, каким должен быть ритмический рисунок аккомпанемента, исходя из характера мелодии. Рекомендуем еще раз прочитать материал о строении аккордов и способах нахождения их аппликатуры.
|
|
|
Записан
|
Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
|
|
|
Сапфо
САПФО
Ветеран
    
Сообщений: 3401
Paul Is Live!!!
|
 |
« Ответ #41 : 28 Декабря 2016, 04:06:57 » |
|
05/70.
Посадка гитариста, положение гитары и постановка левой руки
О посадке гитариста, положении гитары и рук уже рассказывалось, поэтому мы дадим лишь несколько дополнительных рекомендаций. Игра сидя создает благоприятные условия для выработки и закрепления постановки рук. Сидеть надо без напряжения, не наклоняясь вперед. Чтобы корпус гитары не сползал в сторону колена, под правую ногу ставится подставка. При отсутствии подставки ступня находится на полу. Можно положить правую ногу на левую, но такой вариант совершенно недопустим. Играют и стоя, но, пока не выработалась постановка рук, игра стоя нежелательна. Обычно звуки на гитаре извлекаются пальцами левой руки. Чтобы левая рука получила нормальное положение, она должна опираться ниже локтевого сгиба на край обечайки (место соединения с верхней декой) немного правее самой широкой части корпуса гитары, то есть в месте пересечения линии нижнего лада с краем обечайки. Кисть руки следует опустить в сторону струн и отклонить влево, чтобы ногтевая сторона пальцев при извлечении звуков была расположена параллельно линии натяжения струн. Всем пальцам, кроме большого, придается округлая форма. Большой палец должен находиться впереди указательного, ближе к грифу гитары. Чтобы определить положение большого пальца, надо расположить указательный, средний и безымянный на третьей, второй и первой струнах, выдвинув большой палец, чтобы кончик его мог соприкоснуться со второй струной. При извлечении звуков большой палец должен быть прямым или несколько изогнутым в сторону от указательного. Удары по струне большой палец производит справа налево и немного вниз (в сторону деки). После удара кончик пальца должен быть переставлен на соседнюю струну более высокого звучания. Такой удар обеспечивает более мощное звучание, а перемещение пальца на соседнюю струну исключает качание кисти. Когда это будет достигнуто, большой палец, вместо перемещения на соседнюю струну, может без затруднений проходить или останавливаться над ней.
|
|
|
Записан
|
Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
|
|
|
Сапфо
САПФО
Ветеран
    
Сообщений: 3401
Paul Is Live!!!
|
 |
« Ответ #42 : 28 Декабря 2016, 04:07:38 » |
|
В литературе имеется достаточно много упражнений для развития техники игры на гитаре, поэтому мы ограничимся только одним: Фа диез в ключе; 2/4; Ми восьмая, Ми восьмая, Соль восьмая, Си, Ми выше восьмая; Ля восьмая, Ля выше восьмая, До восьмая, Ми выше восьмая; Си восьмая, Си восьмая, Си выше восьмая, Си выше восьмая; Ми восьмая, Соль, Си выше, Ми выше восьмая, Соль, Си выше, Ми выше четверть.
1 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 0 0 0 00 2 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 0 2 1 0 3 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 2 2 0 0 4 такт EHGDAE EHGDAE EHGDAE 0 000 000
Оно вполне доступно для начинающих и дает возможность при многократном проигрывании проследить за действием пальцев и четко отработать постановку левой руки. Перед проигрыванием упражнения пальцы, участвующие в извлечении звуков, следует приготовить (разместить на струнах) в первом такте и делать то же самое при переходе к каждому последующему такту. Это будет способствовать устранению лишних движений кисти руки и пальцев, мешающих выработке постановки левой руки, а также поможет научиться определять, в каких случаях целесообразно заранее размещать на струнах пальцы. Необходимо следить за тем, чтобы расстояния между указательным, средним и безымянным пальцами левой руки при размещении на струнах были минимальными. Удары пальцев по струнам должны производиться в тех точках, где пальцы были размещены перед началом извлечения звуков.
|
|
|
Записан
|
Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
|
|
|
Сапфо
САПФО
Ветеран
    
Сообщений: 3401
Paul Is Live!!!
|
 |
« Ответ #43 : 28 Декабря 2016, 04:08:56 » |
|
06/70.
Законы музыкальной гармонии
Для прижатия струн используются четыре пальца правой руки: указательный (1), средний (2), безымянный (3) и мизинец (4). Большой палец распрямлен и располагается под грифом. Чаще всего он находится приблизительно напротив среднего, почти параллельно металлическому ладу. Пальцы прижимают струны подушечками (кончиками) и должны быть округло полусогнуты (за исключением особых случаев). Ладонь не должна касаться нижней стороны грифа. Если палец прогнулся, он принял неверное положение. Струны прижимают к грифу не в центре, а ближе к ладу, без излишнего напряжения. Проверьте, не слишком ли высоко над грифом расположены струны. Нормальное удаление металлических от 12 лада - 2-3 мм, нейлоновых - 3-4. При игре на гитаре звучание должно быть чистым (без дребезжания) и достаточно громким. Трудные в техническом или ритмическом отношении места надо отрабатывать сначала в медленном темпе. Занятия следует строить таким образом, чтобы навыки игры на гитаре развивались разносторонне, и все пальцы получили достаточную тренировку. В практике игры на гитаре встречаются самые разнообразные случаи использования пальцев левой руки: например, указательный может извлекать звуки на 4 струне, два или три пальца могут поочередно на какой-либо одной струне и так далее. Но чаще всего безымянный палец левой руки (a) предназначается для 1 струны, средний (m) для 2, указательный (i) для 3, а большой (p) - для остальных струн. Извлекать звуки пальцами a, m, i надо от деки в сторону ладони (2 прием), а потом - от ладони в сторону деки (1 прием) и далее приступить к извлечению звуков на одной струне с помощью пальцев m, a или i, m. Во всех подобных случаях большой палец (p) должен находиться на 6, 5 или 4 струне, чтобы обеспечить устойчивое положение кисти руки.
Упражнение: Ми, Фа, Фа диез, Соль, Соль диез, Соль, Фа диез, Фа, Ми.
EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 0 1 2 3 4 3 2 1 0
При проигрывании упражнения, прижимая струну поочередно 1, 2, 3 и 4 пальцами, не надо их снимать с ладов вверх. Вниз 4, 3, 2, 1 пальцы поочередно снимаются с ладов.
Упражнение: Фа, Фа диез, Соль, Соль диез, Фа диез, Соль, Соль диез, Ля.
EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE 1 2 3 4 2 3 4 5
Оставление пальцев на ладах в ряде случаев необходимо, так как оно подготавливает следующий звук, исключает лишние движения пальцев и способствует их устойчивости. В этом легко убедиться при проигрывании упражнения. Здесь для извлечения пятого звука нужно 1 палец передвинуть с 1 лада на 2. Проиграв упражнения, выполните их теперь, снимая с лада каждый предыдущий палец (снять 1, когда 2 прижал струну, и так далее). Поупражняйтесь, извлекая звуки на тех же ладах, на которых прижимались струны в упражнениях, но на 2, 3 и остальных струнах. Это поможет развитию устойчивости и подвижности пальцев при различном положении кисти правой руки. Полезными упражнениями являются гаммы. Рекомендуем гаммы в хорошо продуманной аппликатуре Андре Сеговии. Эти гаммы имеются в школе Агафошина, Иванова-Крамского и в самоучителе игры на шестиструнной гитаре (аккорды и аккомпанемент) Вещицкого. Для примера помещаем гаммы До мажор и Ля минор.
До мажор: 5 струна - До, Ре, 4 струна - Ми, Фа, Соль, 3 струна - Ля, Си, До, Ре, 2 струна - Ми, Фа, Соль, 1 струна - Ля, Си, До, Си, Ля, 2 струна - Соль, Фа, Ми, 3 струна - Ре, До, Си, Ля, 4 струна - Соль, Фа, Ми, 3 струна - Ре, До.
Ля минор: 5 струна - Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа (натуральный и гармонический), Фа диез (мелодический), 4 струна - Ми, Фа (натуральный и гармонический), Фа диез (мелодический), Соль (натуральный), Соль диез (гармонический и мелодический), Ля, Си, До, Ре, 3 струна - Ре, Ми, Фа (натуральный и гармонический), Фа диез (мелодический), Соль (натуральный), Соль диез (гармонический и мелодический), 2 струна - Соль (натуральный), Соль диез (гармонический и мелодический), Ля, Си, До, 1 струна - Ре, Ми, Фа (натуральный и гармонический), Фа диез (мелодический), Соль (натуральный), Соль диез (гармонический и мелодический), Ля, Соль диез (гармонический), Соль (натуральный и мелодический), Фа, Ми, Ре, 2 струна - До, Си, Ля, Соль диез (гармонический), Соль (натуральный и мелодический), 3 струна - Соль диез (гармонический), Соль (натуральный и мелодический), Фа, Ми, Ре, 4 струна - Ре, До, Си, Ля, Соль диез (гармонический), Соль (натуральный и мелодический), Фа, Ми, 5 струна – Фа, Ми, Ре, До, Си, Ля.
Используя при проигрывании гамм 1 и 2 приемы, и сопоставляя звучания, обучающиеся научатся определять, в каких случаях целесообразно применять тот или иной прием. Для равномерного развития всех пальцев левой руки надо проигрывать гаммы, прибегая к различной последовательности чередования пальцев. Возьмем для примера гамму До мажор. Если мы решили играть ее пальцами i, m, то для извлечения звука До используется палец i, Ре - m и так далее. Гаммы желательно выучить наизусть и использовать в качестве упражнений. Обратите внимание, что аппликатура, обозначенная в гамме До мажор, дает возможность исполнять гамму от любых других нот, если начать не с 3, а с другого лада, когда гамма будет выучена наизусть. Необходимо следить за тем, чтобы не нарушалась постановка обеих рук. Для устойчивости кисти левой руки надо добиться такого положения, чтобы при извлечении аккордов одновременно с басовым звуком большой палец перемещался на соседнюю струну с более высоким звучанием (если эта струна не используется для извлечения звука). Обучающиеся часто задают вопрос: сколько времени надо уделять игре на гитаре? Хорошие результаты дают занятия утром и вечером. Если в руках или хотя бы в одном из пальцев вы ощутили боль, сделайте перерыв в занятиях, расслабьте мышцы и потрясите кистью руки. Ежедневная игра в течение 15-30 минут полезнее, чем занятия два раза в неделю по 3-5 часов в день.
|
|
|
Записан
|
Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
|
|
|
Сапфо
САПФО
Ветеран
    
Сообщений: 3401
Paul Is Live!!!
|
 |
« Ответ #44 : 28 Декабря 2016, 04:09:38 » |
|
07/70.
Законы музыкальной гармонии
На прошлых уроках мы разобрали строение аккордов. Но аккорды - это только один из элементов музыки, который очень тесно связан с другим важным элементом музыкального мышления - мелодией. Мелодия - это музыкальная мысль, выраженная одноголосной последовательностью музыкальных звуков во взаимодействии с ритмом. Система, на основе которой строится мелодия, называется ладовой. Она связана с делением звуков на устойчивые опорные и тяготеющие к нем неустойчивые. Переход от неустойчивого к опорному называется ладовым разрешением. Существует несколько ладовых систем в теории музыки. Слово "лад" в этом понимании нельзя смешивать с названиями ладов на грифе гитары. Наиболее употребительны в музыке мажорный и минорный лады. Каждый звук лада называется ступенью. Ступени обозначаются цифрами от 1 до 7. Построение лада и отсчет его ступеней ведутся в восходящем порядке последовательности звуков.
|
|
|
Записан
|
Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
|
|
|
Форум для левшей и про левшей
|
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|