Сапфо
САПФО
Ветеран
    
Сообщений: 3401
Paul Is Live!!!
|
 |
« Ответ #13 : 28 Декабря 2016, 03:12:06 » |
|
06/69.
Законы музыкальной гармонии
Ознакомимся вкратце с некоторыми элементами, входящими в термин "гармония". Умение строить и распознавать аккорды значительно расширяет музыкальный кругозор. Даже в случае, если у вас нет нот для гитары, по нотам для голоса в сопровождении фортепиано или баяна какой-либо полюбившейся вам песни можно установить, какие аккорды в ней фигурируют. А это весьма важно хотя бы оттого, что подавляющее большинство песенной литературы издается, прежде всего, именно для голоса в сопровождении фортепиано. Кроме того, эти знания позволяют определить и запомнить наиболее часто встречающуюся в музыкальных произведениях последовательность аккордов, а, следовательно, постепенно научиться находить хотя бы простейшие варианты последовательности смены аккордов для сопровождения мелодии слуховым восприятием. Эта "палочка-выручалочка" может помочь и тогда, когда потребуется определить сопровождение незнакомой мелодии, а нот, по которым можно было бы уточнить гармоническое сопровождение, у вас нет. Поэтому мы и начнем с правил построения различных аккордов и со способов их распознавания. Прежде всего, уясним, что называется музыкальным интервалом, какие названия они имеют, и как определять нужный нам интервал. Интервал - это высотное соотношение (расстояние между двумя звуками, или, иначе говоря, ступенями звукоряда). В зависимости от количества ступеней звукоряда интервалы называются: прима (первая ступень), секунда (вторая), терция (третья), кварта (четвертая), квинта (пятая), секста (шестая), септима (седьмая) и октава (восьмая ступень). Вы должны, естественно, стремиться уметь находить любой интервал, хотя для построения и распознавания аккордов можно ограничиться умением определять лишь большую и малую терцию. Имейте в виду, чтобы не ошибиться при этом, надо твердо знать порядок последовательности названий основных звуков (ступеней) музыкального звукоряда - До, Ре, Ми и так далее и не забывать, что расстояние между нотами Ми и Фа, Си и До равно только одному полутону, а расстояние между всеми остальными нотами музыкального звукоряда - двум полутонам (одному тону). При определении интервала немаловажную роль играет количество тонов (или полутонов), заключенных в нем. В зависимости от этого количества перед названиями ступеней добавляются слова: чистая, увеличенная, уменьшенная, большая, малая. Например, большая терция, малая секста, увеличенная кварта, уменьшенная квинта и так далее. Для наглядности построим малую терцию от До. Терция, как вы уже знаете - третья ступень. Отсчитываем: До первая, Ре вторая, а третьей ступенью будет нота Ми. В малой терции должно быть три полутона (полтора тона). Начнем отсчет: До диез - пол-тона, Ре - тон, Ре диез полтора тона, то есть три полутона. Но Ре диез - это секунда, вторая ступень, а терция - третья ступень, то есть нота Ми. Значит, таким образом, мы заключаем, что должна быть нота не Ре диез, а Ми бемоль. Большая терция от ноты До - это нота Ми, так как большая терция имеет четыре полутона (два тона). Предположим, нужно построить малую терцию от ноты До диез. Как мы уже знаем, третьей ступенью от ноты До, а, следовательно, и от До диез, будет Ми. Проверим, сколько полутонов (тонов) от До диез до Ми. Получается три полутона (полтора тона). Значит, это и есть нужная нам малая терция. Чтобы получить большую терцию, придется добавить еще пол-тона. От Ми на пол-тона вверх отстоит Фа. Но Фа кварта (четвертая ступень), а мы строим терцию (третья ступень). Следовательно, вместо Фа должна быть нота Ми диез, которая по звучанию тождественна ноте Фа, то есть энгармонически равна ей. Попробуем построить еще малую терцию от Соль бемоль. От Соль, а, следовательно, и от Соль бемоль второй ступенью будет Ля, а третьей ступенью - терцией нота Си. От Соль бемоль до Си пять полутонов (два с половиной тона), а в малой терции должно быть всего три полутона (полтора тона). Если к ноте Си подставить бемоль, получится не три, а четыре полутона, следовательно, придется выставить дубль-бемоль (двойной бемоль), то есть понизить Си на целый тон. По звучанию нота Си дубль-бемоль тождественна ноте Ля, то есть энгармонически равна ей. Но нота Ля - секунда (вторая ступень) от ноты Соль бемоль, а нужна терция (третья ступень). Вот отчего должна быть обозначена нота Си дубль-бемоль, а не Ля. Поупражняйтесь в построении большой терции от нот: Ре, Ми, Фа диез, Соль, Ля, Си бемоль, а потом постройте малую терцию от тех же нот. Мы строили интервалы вверх от заданной ноты. Такой же отсчет сохраняется при построении интервала вниз, но пока это не понадобится. Научившись определять большую и малую терции, переходите к построению аккордов. Одновременное звучание нескольких звуков (в любом сочетании, в том числе и двух звуков) называется созвучием. Аккордом называется созвучие, состоящее из трех, четырех и более звуков, разных по высоте, названиям и расположенных по терциям (До, Ми, Соль), или созвучие, звуки которого могут быть расположены по терциям в результате их октавного перемещения (Ми, До, Соль). Аккорд, состоящий из трех звуков, называется трезвучием. Первый звук (от которого начинают строить аккорд) называется основным тоном аккорда. Второй звук - терциевым, а третий - квинтовым тоном аккорда, так как они отстоят от основного тона аккорда, соответственно, на терцию и квинту. Расположив звуки по терциям и используя различные сочетания больших и малых терций, можно построить четыре различных трезвучия. 1 - мажорное (большое) трезвучие. В мажорном трезвучии первая терция (расстояние между основным и терциевым тоном) - большая, а вторая (между терциевым и квинтовым) - малая (До, Ми, Соль). 2 - минорное (малое) трезвучие. В минорном трезвучии первая терция (расстояние между основным и терциевым тоном) - малая, а вторая (между терциевым и квинтовым) - большая (До, Ми бемоль, Соль). Обратите внимание, что интервал между основным тоном (звуком, от которого строится аккорд) и квинтовым (третьим звуком) в обоих трезвучиях равен чистой квинте, то есть квинтовый тон (третий звук) в минорном и мажорном трезвучиях одинаков. Различие между этими трезвучиями состоит лишь в том, что терциевый тон (второй звук) в минорном трезвучии понизился на пол-тона по сравнению с терциевым тоном мажорного. 3 - увеличенное трезвучие. В увеличенном и первая терция (расстояние между основным и терциевым тоном), и вторая (между терциевым и квинтовым) большие (До, Ми, Соль диез). Увеличенное трезвучие отличается от мажорного тем, что квинтовый тон повысился на пол-тона, по сравнению с квинтовым тоном мажорного. 4. - уменьшенное трезвучие. В уменьшенном и первая терция (расстояние между основным и терциевым тоном), и вторая (между терциевым и квинтовым) малые (До, Ми бемоль, Соль бемоль). Уменьшенное трезвучие отличается от минорного тем, что квинтовый тон понизился на пол-тона, по сравнению с квинтовым тоном минорного. Из приведенных здесь четырех трезвучий наиболее часто употребляются мажорное и минорное трезвучия. Поэтому во всех наших упражнениях пока мы будем иметь дело только с этими двумя трезвучиями. Когда называют До мажорное, До минорное, Ре мажорное, Ре минорное трезвучия или какой-либо другой аккорд - это значит, что звуком, от которого строится аккорд (основным тоном), является, соответственно, нота До или Ре и так далее. При построении аккордов руководствуйтесь следующим: прежде всего, определите названия звуков нужного вам аккорда. Назвав звук, от которого вы собираетесь строить аккорд, установите названия остальных звуков аккорда. Каждый последующий звук аккорда обязательно должен быть расположен на терцию выше предыдущего. Когда выясните названия звуков аккорда, проверьте, сколько полутонов (тонов) от первого до второго звука, от второго до третьего и так далее, помня при этом, что большая терция содержит четыре полутона (два тона), а малая - три полутона (полтора тона). Практика показывает, что счет вести легче по полутонам, а не по целым тонам. Если между двумя соседними звуками, названия которых установлены, полутонов (тонов) окажется больше или меньше, чем должно быть, следует применить знаки альтерации - диез, бемоль и так далее Если между первым и вторым звуками полутонов (тонов) больше или меньше, то, соответственно, следует понизить или повысить второй звук. Если между вторым и третьим - соответственно, следует понизить или повысить третий и так далее. При таком способе построения аккордов вы не будете допускать музыкально-орфографические ошибки, заключающиеся в неверном названии и написании звуков аккорда. Попрактикуемся. Построим минорное трезвучие от ноты До (не забывайте, что при построении аккордов отсчет терций ведется вверх по звукоряду). Терцией (третьей ступенью) от ноты До будет Ми (До - первая ступень, Ре - вторая, Ми - третья). Терция от Ми - Соль. Получили следующие ноты: До, Ми, Соль. Проверим, сколько полутонов между нотами До и Ми. Расстояние между До и До диез равно полутону. Между До и Ре - двум полутонам, между До и Ре диез - трем, между До и Ми - четырем. В минорном же трезвучии между основным и терциевым тонами аккорда должно быть всего три полутона (малая терция). Следовательно, терциевый тон аккорда надо понизить на пол-тона, то есть добавить бемоль к ноте Ми. Сосчитаем, сколько полутонов между нотами Ми бемоль и Соль. Четыре, как и должно быть между терциевым и квинтовым тонами в минорном трезвучии (большая терция) - значит, заданный аккорд построен. Построим еще два мажорных трезвучия: от Си бемоль (Си бемоль мажорное трезвучие) и от Ля диез (Ля диез мажорное трезвучие). Терция от Си бемоль - ре. Терция от Ре - Фа. Итак, в данном трезвучии должны быть следующие ноты: Си бемоль, Ре, Фа. Тем же способом, что и при построении До минорного трезвучия, проверим решение. Расстояние между нотами Си бемоль и Ре равно четырем полутонам, между Ре и Фа - трем. Мы знаем, что в мажорном трезвучии между основным и терциевым тонами должно быть четыре полутона (большая терция), а между терциевым и квинтовым - три (малая терция), следовательно, аккорд построен. Построим теперь Ля диез мажорное трезвучие. Терция от Ля диез - До, а от До - Ми. Проверим, сколько полутонов между нотами Ля диез и До. От Ля диез до Си - один полутон, от Си до До тоже один. Чтобы получилось не два, а четыре полутона, надо использовать повышающий знак альтерации. Диез повышает звук только на один полутон, а нам недостает двух. Следовательно, придется воспользоваться дубль-диезом, который повышает звук на два полутона (дубль-диез в нотах обозначается косым крестиком x). Около ноты До пишем дубль-диез. Нота До дубль-диез по звучанию тождественна Ре, значит, между До дубль-диез и Ми всего два полутона. Чтобы получить три полутона между указанными нотами, надо около Ми поставить диез. Обратите внимание, что нота Ля диез по звучанию равна Си бемоль, До дубль-диез - Ре, Ми диез - Фа. По звучанию в обоих трезвучиях все звуки одинаковы, а названия они имеют различные. Явление это называется энгармонической заменой (энгармонизмом), а такие звуки - энгармонически равными. Перейдем к способу распознавания аккордов. Следует знать, что в музыке, помимо трезвучий, существуют аккорды, состоящие из четырех разноименных звуков - септаккорды и из пяти - нонаккорды. Однако рассматривать их мы пока не будем. Если надо определить название какого-нибудь аккорда, встретившегося в нотах, например: Соль, Ми, Соль, До, Ми, Соль - сначала следует исключить из этого аккорда все удвоения, то есть оставить (в любой октаве) только по одному аккордовому тону: Ми, Соль, До. Исключив удвоенные звуки (тоны), увидим, из скольких разноименных звуков состоит аккорд, и, таким образом, узнаем, трезвучие это или нет. Затем поочередно каждый из звуков аккорда надо будет принимать за основной тон и пытаться построить от него аккорд. Начнем построение от ноты Соль. Терция (третья ступень) от Соль вверх - Си, а в нашем аккорде такой ноты нет, следовательно, основным тоном аккорда является какая-то другая нота. Попробуем построить аккорд от Ми. Третья ступень от Ми - Соль. В аккорде она есть. Остается определить третий звук. Мы знаем, что третья ступень от Соль - Си. Опять неудача. Си в аккорде нет. Остается взять за основу для построения аккорда ноту До. Терция от До - Ми. Терция от Ми - Соль. В итоге устанавливаем, что разбираемый аккорд - трезвучие, построенное от ноты До. Далее сосчитаем, сколько полутонов (тонов) от первого до второго звука (до Ми). Получается четыре полутона, следовательно, это большая терция. От второго до третьего звука (Ми - Соль) три полутона, значит, это малая терция. Ранее говорилось, из каких терций состоит мажорное трезвучие, и нам становится ясно, что аккорд является До мажорным трезвучием (До, Ми, Соль).
|