Страниц: [1] 2 3 4 Следующая »
  Печать  
Автор Тема: Шестиструнная гитара  (Прочитано 15782 раз)
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« : 28 Декабря 2016, 02:27:01 »

Подборка из старых журналов "Наука и жизнь".
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #1 : 28 Декабря 2016, 02:27:40 »

09/68.

Историческая справка

"Накинув плащ, с гитарой под полою" спешили испанские гидальго под окна своих возлюбленных, чтобы спеть серенаду. Торопясь на заветное свидание, гидальго мог забыть шпагу, даже плащ, но никак не гитару. Популярной гитара стала примерно в 16 веке, спустя много столетий после своего рождения. А история этого инструмента уходит в древность: на египетских памятниках, которым насчитывают тысячелетия, есть изображения гитарообразного инструмента - так называемой наблы. Набла считалась в Египте символом добра. В России шестиструнная гитара появилась намного позже, чем в других странах - в конце 18 столетия, но так же, как и везде, быстро снискала к себе любовь. Выдающиеся композиторы той эпохи - Алябьев, Гурилев, Варламов и другие - почувствовав новый инструмент, стали писать романсы и песни в стиле гитарного сопровождения. Причем Варламов не только любил сам играть на гитаре, а и пел под ее аккомпанемент свои задушевные романсы. С рождением русской гитарной музыки появились и русские гитаристы. Далеко за пределами России прославился своей игрой Марк Соколовский. Первый его концерт состоялся в Москве в 1847. Блестяще владел шестиструнной Марк Данилович. Ему аплодировали Москва и Петербург, его вызывали на бис в Лондоне, Париже, Вене, Берлине и других городах Европы, где он выступал. Повсюду концерты проходили с аншлагом. Великий композитор Лист под впечатлением игры знаменитых гитаристов написал свою 2 рапсодию. Прислушайтесь к ней: вы услышите отзвуки гитарных переборов и популярный мотив цыганского напева, исполняющегося под аккомпанемент гитары. "Однозвучно гремит колокольчик" - этот гитарный романс стал поистине народной песней. Сейчас мало кто знает, что сочинил его другой известный русский гитарист, Николай Макаров. Ему приходилось гастролировать по многим городам России, а в те времена единственным видом междугородного транспорта служила "тройка почтовая". Романс - и стихи, и музыка - родился под впечатлением путешествий по необъятным русским просторам. Николай Петрович Макаров прославился не только как гитарист, Российская Академия наук наградила его почетной медалью за составление русско-французского и французско-русского словаря. До сих пор эти словари считаются одними из лучших. Николай Петрович мечтал организовать всероссийский конкурс гитаристов, композиторов, пишущих для гитары, и мастеров, создающих эти инструменты. Он, таким образом, надеялся выявить новые таланты. В царской России его не поняли, и свою мечту он смог осуществить только за рубежами Родины - в 1856 в Брюсселе. Конкурс получился международным: из разных стран съехались в Брюссель солисты, композиторы, мастера. Гитара никогда не была инструментом избранных, как, скажем, арфа. Неприхотливая и музыкальная, она сопровождала партизан Отечественной войны 1812. Под нее пел свои стихи и стихи Пушкина легендарный поэт-партизан Денис Давыдов, А в первую мировую артисты агитбригад под аккомпанемент гитары исполняли злободневные частушки и сатирические стихи, сочиненные порой тут же, на фронте. Первые классы гитары в музыкальных училищах и школах открылись в 1931. В Москве преподавал известный гитарист Агафошин, в Ленинграде - Иванов. Через год классы гитары появились в консерваториях. Из подготовленных в них музыкантов многие стали талантливыми гитаристами и завоевали дипломы лауреатов на международных конкурсах. Сегодня гитара, пожалуй, самый популярный музыкальный инструмент во всех странах мира, причем есть немало замечательных исполнителей классической музыки на гитаре, Это всемирно известный Андре Сеговия из Испании, Мария Луиза Анидо из Аргентины, Судзуки из Японии, Иовичич из Югославии, Сандрей Карпер из Венгрии, Вильямс из Англии. Из российских гитаристов мировую славу снискали Агафошин, Исаков, Иванов-Крамской. О популярности гитары и говорить не приходится: спрос на нее в несколько раз превышает предложение, хотя специализированные фабрики и даже комбинаты выпускают огромные тиражи этого инструмента, Школы, классы и кружки, где обучают игре на гитаре, не в состоянии охватить всех желающих поступить в них. Надо сказать, что научиться играть на гитаре несложно. И сделать это можно самостоятельно, без специальных учителей.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #2 : 28 Декабря 2016, 02:33:40 »

Строй гитары и ее диапазон

Струны гитары обозначаются цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Шестиструнная гитара имеет следующий строй: 1 - Ми (E), 2 - Си (H), 3 - Соль (G), 4 - Ре (D), 5 - Ля (A), 6 - Ми (E). Музыкальные звуки записываются нотами в ключе "Соль", называемом также скрипичным, октавой выше их действительного звучания. Следовательно, все шесть струн гитары звучат октавой ниже написанного. Каждая струна может воспроизвести двадцать звуков.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #3 : 28 Декабря 2016, 02:35:21 »

Покупая гитару

Шестиструнные гитары серийного производства выпускаются различными по размерам и цене. Цена зависит не от размера, а от пород дерева, из которых сделан инструмент. Порода дерева - это, в конечном счете, качество звучания гитары. Палисандр, красное дерево, старая ель, обработанные искусными руками мастера, плюс особые лаки и клей - вот идеальные компоненты для создания хорошего инструмента. Однако гитара, изготовленная из них, стоит дорого, да и времени мастер на работу затратит немало. Специалист высокого класса (а их единицы) за год в состоянии сделать не больше двух-трех таких гитар, предназначенных для профессиональных гитаристов, выступающих в концертах. В обыденной жизни вполне хороши "серийные гитары": и неприхотливы, и звучание достаточно приятное. Покупая гитару, сразу же проверьте "деловые качества" инструмента. Прежде всего, обратите внимание на гриф. Он должен быть плоским, устойчивым, наглухо прикрепленным к кузову. Струны над ладами должны находиться на таком расстоянии от ладов, чтобы их можно было легко прижимать пальцами. О струнах. На шестиструнной гитаре употребляются жильные или капроновые струны и шелковые, обмотанные тонкой металлической проволокой. Жильные струны издают мягкие и чистые, приятные по тембру звуки, но они весьма восприимчивы к влаге и быстро лохматятся. От этого недостатка избавлен капрон, однако качество звучания у него хуже. Существуют и чисто металлические струны, но играть, а тем более учиться на них труднее. Да и звучат они с призвуком металла. И если вы купите гитару с металлическими струнами, постарайтесь при первой же возможности сменить их на жильные и шелковые.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #4 : 28 Декабря 2016, 02:36:06 »

Настройка гитары

Прежде чем заниматься с гитарой, ее необходимо настроить. Начинать настройку следует от первой - самой тонкой - струны. Если есть пианино, рояль, баян или синтезатор, задача решается просто: возьмите на любом из этих инструментов звук Ми первой октавы и, подтягивая или отпуская первую струну, добейтесь, чтобы она звучала в унисон с инструментом. Если же инструментов, по которым можно было бы подобрать "эталон" звучания струны, нет, то подтяните первую струну так, чтобы она издавала довольно высокий звук. Настройка остальных струн одинакова в обоих случаях и делается следующим образом. Вторая струна настраивается по первой, Для этого подтяните вторую струну так, чтобы при нажатии ее на пятом ладу она издавала звук, одинаковый с первой струной. Третья струна настраивается в унисон по второй, но ее надо прижимать на четвертом ладу. Четвертая струна настраивается по третьей, а прижимается на пятом ладу. Пятая струна настраивается по четвертой, при этом прижимается на пятом ладу. Шестая струна - по пятой. Прижимается на пятом ладу. Окончив настройку, можно приступить к занятиям с гитарой.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #5 : 28 Декабря 2016, 02:56:56 »

Посадка

Учиться играть на гитаре лучше всего сидя. Так вы быстрее овладеете техникой игры, а приобретя навык, сможете "музицировать" в любом положении - и стоя, и на ходу. Сделав подставочку под ногу (высота примерно 10-12 см), сядьте на стул. Правую ногу поставьте на подставку. Затем возьмите гитару и изгибом кузова положите ее на правое бедро. Гриф гитары поднимите так, чтобы головка его была на одном уровне с плечом. Левую ногу отклоните несколько в сторону - сидеть будет удобнее, да и гитару эта нога не поддерживает. Нижнюю деку прижмите к груди и держите в вертикальном положении так, чтобы гитара была всегда устойчива в руках. На левую руку возлагается две функции: извлекать звуки и в то же время поддерживать инструмент. Верхнюю часть предплечья (у локтя) положите на ребро нижней части инструмента, а кисть руки, отклонив влево, держите над струнами в полусогнутом положении. При извлечении звука кисть двигать не следует, напрягать ее тоже не нужно. Касаться струн должны только кончики пальцев. Надо заметить, что в музыкальной грамоте приняты специальные обозначения для пальцев левой руки - так называемая аппликатура: большой палец - p; указательный - i; средний m; безымянный a. Правая рука - точнее, пальцы - держит гриф гитары. Четыре пальца в полусогнутом положении лежат на лицевой стороне грифа, а пятый - большой - служит опорой и должен находиться на тыльной стороне грифа. Четырьмя пальцами, а вернее, их кончиками струны прижимаются к ладам. Прижимать струны надо около ладов металлических пластинок. Для пальцев правой руки тоже есть свои обозначения. Указательный палец называется первым и обозначается цифрой 1. Средний считается вторым и обозначается цифрой 2. Безымянный, соответственно, обозначается цифрой 3, а мизинец - 4. Когда вы научились сидеть и держать гитару, можно перейти к следующему этапу.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #6 : 28 Декабря 2016, 02:57:59 »

Способы извлечения звука

Звук на гитаре извлекается щипком, или, точнее, ударом по струнам кончиками пальцев левой руки. Большим пальцем делается щипок от себя, остальными к себе (мизинец в игре не участвует), Играть на гитаре можно на всем участке от подставки до грифа. Но надо помнить, что у грифа звуки получаются тихими и мягкими. При игре у нижней части звуковой розетки получается наиболее сильный и яркий звук. А играя у подставки, вы получите сильное, но резкое звучание инструмента. В связи с тем, что сила звука и его тембр меняются от передвижения руки, помните: для ровного и яркого звучания ударять пальцами по одной струне следует только в одной точке, а при ударе по разным струнам пальцы должны располагаться по прямой линии, перпендикулярной струнам. Чем меньше пальцы задерживаются на струнах при ударе, тем сильнее и ярче звучит инструмент, Направления движения пальцев к себе (указательный, средний и безымянный) и от себя (большой палец) должны составлять угол приблизительно в 45 градусов по отношению к струнам. Существуют два способа извлечения звуков: 1 - ногтевой способ, когда звук извлекается при помощи ногтей на пальцах левой руки. 2 - способ извлечения звука подушечками пальцев левой руки. Первый способ считается наиболее употребительным и заключается в следующем: кончики подушечек пальцев (ближе к ногтю) касаются струн, и почти одновременно струна скользит на ноготь, который и заставляет струну звучать. От такого удара звук получается сильным и ярким. При игре ногтевым способом ногти должны быть не длиннее чем на 1,5-2 мм над уровнем подушечек пальцев, иметь полукруглую форму и концы их должны быть хорошо отполированы. Большой палец при этом способе извлекает звук кончиком подушечки. Так как ногти на пальцах всё время растут, то за ними нужно следить, придавая им одну и ту же форму, размер и не допуская шероховатостей - всё это отражается на звуке. Второй способ извлечения звука состоит в том, что кончики пальцев левой руки при ударе касаются струн только подушечками пальцев, без участия ногтей. Этим способом концертанты почти не пользуются, так как инструмент звучит гораздо тише, чем при ногтевом способе. Если извлекать звук только мякотью пальцев, то ногти могут быть коротко острижены. Для игры на гитаре надо овладеть двумя приемами, так как они являются основными в гитарной технике. 1 прием - удары указательного, среднего и безымянного пальцев левой руки сверху вниз, то есть к деке. 2 прием - удары указательного, среднего и безымянного пальцев снизу вверх, то есть от деки. Удары пальцев левой руки сверху вниз и снизу вверх должны быть примерно под углом 45 градусов по отношению к деке. Каждый из этих приемов мы рассмотрим отдельно. 1 прием - удар по струне каждого пальца сверху вниз состоит из трех моментов: а) подготовительный момент - палец над струной в полусогнутом положении; б) удар кончиком пальца по струне, причем сила удара исходит от третьего сустава пальца; в) после удара палец останавливается на соседней струне, опираясь на нее в том же положении, как при ударе, и затем снова принимает положение подготовительного момента (условное обозначение этого приема - v). Этим приемом нужно пользоваться в тех случаях, когда все пальцы извлекают звуки, Извлечь несколько звуков одновременно этим приемом невозможно, поэтому в таких случаях следует применять 2 прием - удар по одной или нескольким струнам снизу вверх. Этот прием состоит из двух моментов: а) подготовительный момент: пальцы над струнами в полусогнутом положении, так же, как в первом приеме; б) удар по одной или нескольким струнам, сила удара исходит от третьего сустава, пальцы остаются в полусогнутом положении, после чего опять занимают подготовительное положение, (Условное обозначение этого приема - n). Этим приемом следует пользоваться в тех случаях, когда берутся несколько звуков одновременно. Большой палец извлекает звук, так же, как и в 1 случае. Обычно гитаристы-любители во всех случаях пользуются только 2 приемом - "снизу вверх". Это неверно: если исполнить мелодию 2 приемом, когда пальцы руки извлекают звук "снизу вверх", то она не будет иметь такой звучности и выразительности, как при 1 приеме - "сверху вниз". Этими двумя приемами нужно овладеть в совершенстве и применять их, как уже было сказано раньше.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #7 : 28 Декабря 2016, 02:59:01 »

11/68.

На вступительном занятии начинающие гитаристы познакомились с тем, как извлекать звуки. На схеме показано расположение всех звуков, извлекаемых на каждой струне и на каждом из семнадцати ладов гитарного грифа. Лады грифа указаны слева, а цифры на верху таблицы обозначают струны.

Струны и лады
1
2
3
4
5
6
0
E
H
G
D
A
E
1
F
C
G#/Ab
D#/Eb
A#/B
F
2
F#/Gb
C#/Db
A
E
H
F#/Gb
3
G
D
A#/B
F
C
G
4
G#/Ab
D#/Eb
H
F#/Gb
C#/Db
G#/Ab
5
A
E
C
G
D
A
6
A#/B
F
C#/Db
G#/Ab
D#/Eb
A#/B
7
H
F#/Gb
D
A
E
H
8
C
G
D#/Eb
A#/B
F
C
9
C#/Db
G#/Ab
E
H
F#/Gb
C#/Db
10
D
A
F
C
G
D
11
D#/Eb
A#/B
F#/Gb
C#/Db
G#/Ab
D#/Eb
12
E
H
G
D
A
E
13
F
C
G#/Ab
D#/Eb
A#/B
F
14
F#/Gb
C#/Db
A
E
H
F#/Gb
15
G
D
A#/B
F
C
G
16
G#/Ab
D#/Eb
H
F#/Gb
C#/Db
G#/Ab
17
A
E
C
G
D
A
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #8 : 28 Декабря 2016, 03:00:56 »

02/69.

Обучение игре

Очередной урок мы начинаем с повторения схемы расположения звуков (нот) на всех струнах и ладах грифа шестиструнной гитары. Чтобы ускорить процесс ее изучения, можно воспользоваться "методом отсчета". Для этого вспомните некоторые основы музыкальной грамоты. Как известно, музыкальный звукоряд состоит из большого количества звуков, но основных звуков (названий) всего семь: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Почти между всеми основными звуками имеются промежуточные звуки, которые получают свое название от рядом стоящего основного звука. Например, промежуточный звук между До и Ре получает название До диез (диез - знак повышения на полтона) или Ре бемоль (бемоль - знак понижения на полтона). Расстояние между соседними звуками измеряется наименьшей звуковысотной мерой, называемой полутоном. Два полутона составляют целый тон. Между основными звуками Ми и Фа, Си и До нет промежуточных звуков, и поэтому между ними всего по полтона, а между всеми остальными соседними основными звуками расстояние равно двум полутонам, так как между ними есть промежуточные звуки. Самая тонкая струна считается первой. Если струна не прижата к ладам грифа, ее называют открытой. Каждый лад грифа повышает звук струны на полтона. Первая открытая струна шестиструнной гитары издает звук Ми второй октавы. Если прижать ее на первом ладу и извлечь на ней звук, она издаст звук Фа. На третьем ладу на этой же струне будет нота Соль, так как между Фа и Соль есть промежуточный звук. Он на втором ладу и называется Фа диез или Соль бемоль. Не забывайте, что отсчет следует начинать от звука (ноты), который издает данная открытая струна. Как видите, указанный "метод отсчета" дает возможность определять название ноты на любом ладу и любой струне, и, следовательно, позволяет начинать разучивание музыкальных произведений, когда еще нет твердых знаний (знания наизусть) расположения всех звуков на грифе гитары. Начинающие или малоподготовленные любители гитары зачастую полагают, что при записи звуков более удобна цифровая система, чем нотная. Некоторые любители вообще отказываются от записи, подбирая по слуху или наблюдая, как размещаются пальцы при исполнении данной музыкальной пьесы. Стремление избежать изучения нотной системы записи звуков и заменить ее каким-нибудь другим способом разучивания музыкальных произведений вызвано мнением, что нотная грамота - наука сложная, которую весьма трудно одолеть. Надо заметить, что слуховой и зрительный способы разучивания в большинстве своем приводят к искажению музыкальных произведений, причем порой до неузнаваемости. И прибегать к таким способам допустимо лишь в исключительных случаях. При цифровой системе на горизонтальных линейках по числу струн пишутся цифры, указывающие номер лада, на котором следует прижать данную струну. Если звук извлекается на открытой струне, то на линии выставляется нуль (0). Длительность звуков, пауз и некоторые другие обозначения при цифровой системе аналогичны нотной системе. Как видите, различие между цифровой и нотной системами только в обозначении звуков. Поэтому цифровая система не получила широкого признания. Вся музыкальная литература записана нотами, следовательно, надо уметь читать (хотя бы по складам) нотную запись. Только в этом случае исполнитель получит возможность сыграть без искажений полюбившиеся ему произведения.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #9 : 28 Декабря 2016, 03:01:35 »

В этом уроке мы предлагаем разучить популярный старинный романс "Утро туманное" (музыка Абаза, слова Тургенева).

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно и нежно ловимые,
Первая встреча, последняя встреча,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая голос колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #10 : 28 Декабря 2016, 03:03:17 »

Идя навстречу любителям гитары, которые не знают нот, мы расскажем, какую струну и на каком ладу следует прижимать или извлекать звуки на открытых струнах, исполняя партию гитары этого романса. В начале романса стоят цифры 3/4 - это означает, что тактовый размер равен трем четвертям. Чтобы соразмерить длительность нот в каждом такте, равномерно считайте "раз, два, три" и извлекайте первый звук такта (басовый) на счет "раз". Следующий после баса звук (или группу звуков, если несколько нот написано одна под другой) - на счет "два" и следующий звук или звуки - на счет "три". В 1 такте на первую четверть (первая нота в такте) звук (басовый) извлекается на 6 открытой. На вторую четверть (вторая нота в такте) звук извлекается на 3 открытой. На третьей четверти (третья нота в такте) звук извлекается на 2 открытой. Во 2 такте на первую четверть извлекается звук на 1 открытой, и звучание этой струны выдерживается в течение счета: раз, два, три - так как обозначенная длительность этой ноты равна трем четвертям. С 3 такта вступает певец. В 3 такте на первую четверть басовый звук извлекается на 6 открытой. На второй обозначен аккорд (несколько звуков, исполняемых одновременно). Звуки этого аккорда извлекаются на 1, 2 и 3 открытых. На третьей повторяется тот же аккорд. В некоторых тактах звук первой ноты и звуки аккордов извлекаются на прижатых к ладам струнах. В этом случае появляется возможность дать схематическое изображение расположения пальцев правой руки на ладах грифа и струнах гитары. Крестик на схеме указывает, какую струну следует прижать на данном ладу, а цифра обозначает номер лада. В 3 такте и почти во всех последующих тактах после басового звука, извлекаемого на первую четверть, на вторую исполняется аккорд, который повторяется на третьей. Такой рисунок чередования звуков должен быть сохранен при расшифровке схем, за исключением случаев, о которых речь пойдет ниже. 4 и 5 такты - смотрите схему. 6 такт аналогичен 3. В 7 такте на первую четверть звук извлекается на 4 открытой, а на вторую и третью исполняются аккорды. В 8 такте на первую четверть звук извлекается на 6 струне, прижатой на 2 ладу 3 пальцем. На вторую и третью исполняются аккорды, звуки которых извлекаются на 1 струне, прижатой на 2 ладу 4 пальцем, на 2 струне, прижатой на 1 ладу 1 пальцем, и на 4 открытой. В 9 такте на первую четверть звук извлекается на 5 открытой, а аккорды аналогичны 8 такту. Для 10 такта смотрите схему. В 11 такте для первой и второй четверти смотрите схему, а на третью исполняется аккорд, звуки которого извлекаются на 2 струне, прижатой на 4 ладу 4 пальцем, на 3 струне, прижатой на 4 ладу 3 пальцем, и на 5 открытой. В 12 такте на первую четверть звук извлекается на 6 струне, прижатой на 3 ладу 2 пальцем. На вторую исполняется аккорд, звуки которого извлекаются на 1, 2 и 3 открытых, а на третью звук извлекается на 6 струне, прижатой на 3 ладу 2 пальцем. В 13 такте для первой и второй четверти смотрите схему. Для третьей тоже дана схема. Однако следует обратить внимание на то, что аккорд из этой схемы оказывается подготовленным пальцами правой руки при исполнении аккорда по предыдущей схеме. В 14 такте на первую четверть звук извлекается на 5 струне, прижатой на 3 ладу 3 пальцем. На вторую исполняется аккорд, звуки которого извлекаются на 1 открытой, на 2 струне, прижатой на 1 ладу 1 пальцем, и на 3 открытой. На третью приходится пауза (то есть прекращение звучания). В 15 такте на первую четверть звук извлекается на 5 открытой. На вторую и третью исполняются аккорды, звуки которых извлекаются на 1 открытой, на 2 струне, прижатой на 1 ладу 1 пальцем, и на 3 струне, прижатой на 2 ладу 3 пальцем. В 16 такте на первую четверть звук извлекается на 5 струне, прижатой на 2 ладу 3 пальцем, а на вторую и третью исполняются аккорды, звуки которых извлекаются на 1, 2 и 3 открытых. 17 такт аналогичен 5, а 18 - 3. В 19 такте на первую четверть звук извлекается на 5 открытой. На вторую исполняется аккорд, звуки которого извлекаются на 1 открытой, на 3 струне, прижатой на 5 ладу 4 пальцем, и на 4 струне, прижатой на 4 ладу 3 пальцем. На третью звук извлекается на 5 открытой. 20 такт аналогичен 16. Для 21 такта смотрите схему 5 такта. На первую четверть приходится пауза, а басовый звук извлекается на вторую. На третью исполняется аккорд. В 22 такте на первую четверть звук извлекается на 6 открытой. На вторую исполняется аккорд, звуки которого извлекаются на 1, 2 и 3 открытых. Но так как в этом такте длительность звучания аккорда и каждого из последующих трех отдельных звуков равна не четверти, как это было во всех предыдущих тактах, а всего одной восьмой, аккорд и следующие за ним звуки надо исполнить в два раза быстрее. Для этого надо на счет два исполнить аккорд и после него извлечь звук на 3 струне, чтобы на счет три пришелся звук, извлеченный на 2 и далее на 1 струне. После 22 такта начинается 2 куплет романса, следовательно, после исполнения 22 такта надо всё повторить, начиная с 3 такта, и так поступать до последнего куплета, а в конце вместо 22 такта следует исполнить 23, который аналогичен 3 такту, за исключением третьей четверти, на которую приходится вместо аккорда пауза.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #11 : 28 Декабря 2016, 03:10:39 »

Повторяю текст.

Em      H7             Em
Утро туманное, утро седое,
 D7                        G
Нивы печальные, снегом покрытые.
 H7       Em         H7     C
Нехотя вспомнишь и время былое,
   Am        Em       H7     Em
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
   Am        Em          H7  Em
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
            H7                Em
Вспомнишь обильные страстные речи,
    D7                        G
Взгляды, так жадно и нежно ловимые,
 H7        Em       H7        C
Первая встреча, последняя встреча,
 Am     Em      H7     Em
Тихого голоса звуки любимые.
 Am     Em        H7   Em
Тихого голоса звуки любимые.
              H7               Em
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
  D7                        G
Многое вспомнишь родное, далекое,
  H7    Em      H7        C
Слушая голос колес непрестанный,
  Am     Em        H7     Em
Глядя задумчиво в небо широкое.
  Am     Em          H7   Em
Глядя задумчиво в небо широкое.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #12 : 28 Декабря 2016, 03:11:23 »

04/69.

Журнал не ставит своей задачей подменить имеющиеся учебные пособия для гитары. Будут даваться только отдельные рекомендации, помогающие усвоению теории музыки, или другие сведения, представляющие интерес для любителей гитары, а также печататься ноты музыкальных произведений, пользующихся популярностью у любителей музыки. Тут был помещен старинный романс "Утро туманное" на слова стихотворения "В дороге" великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Замечательная певица Обухова своим талантливым исполнением вернула любителям музыки этот чудесный, незаслуженно забытый романс. Романс как бы получил второе рождение и вновь обрел широкую популярность. Помещаем перечень учебных пособий.

Агафошин. Школа игры.
Иванов-Крамской. Школа игры и самоучитель.
Каркасси. Школа игры.
Паскуаль Роч. Школа по методу Тарреги.
Яшнев и Вольман. Первые шаги гитариста (школа-самоучитель).
Ларичев. Самоучитель.
Вещицкий. Самоучитель.
Косовский, Хатала. Руководство по игре на электрогитаре.

Кроме того, существуют различные сборники с нотами музыкальных произведений. Названия этих сборников указывают, кому они адресованы: "Первые шаги гитариста", "Альбом начинающего гитариста", "Репертуар гитариста" и так далее.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #13 : 28 Декабря 2016, 03:12:06 »

06/69.

Законы музыкальной гармонии

Ознакомимся вкратце с некоторыми элементами, входящими в термин "гармония". Умение строить и распознавать аккорды значительно расширяет музыкальный кругозор. Даже в случае, если у вас нет нот для гитары, по нотам для голоса в сопровождении фортепиано или баяна какой-либо полюбившейся вам песни можно установить, какие аккорды в ней фигурируют. А это весьма важно хотя бы оттого, что подавляющее большинство песенной литературы издается, прежде всего, именно для голоса в сопровождении фортепиано. Кроме того, эти знания позволяют определить и запомнить наиболее часто встречающуюся в музыкальных произведениях последовательность аккордов, а, следовательно, постепенно научиться находить хотя бы простейшие варианты последовательности смены аккордов для сопровождения мелодии слуховым восприятием. Эта "палочка-выручалочка" может помочь и тогда, когда потребуется определить сопровождение незнакомой мелодии, а нот, по которым можно было бы уточнить гармоническое сопровождение, у вас нет. Поэтому мы и начнем с правил построения различных аккордов и со способов их распознавания. Прежде всего, уясним, что называется музыкальным интервалом, какие названия они имеют, и как определять нужный нам интервал. Интервал - это высотное соотношение (расстояние между двумя звуками, или, иначе говоря, ступенями звукоряда). В зависимости от количества ступеней звукоряда интервалы называются: прима (первая ступень), секунда (вторая), терция (третья), кварта (четвертая), квинта (пятая), секста (шестая), септима (седьмая) и октава (восьмая ступень). Вы должны, естественно, стремиться уметь находить любой интервал, хотя для построения и распознавания аккордов можно ограничиться умением определять лишь большую и малую терцию. Имейте в виду, чтобы не ошибиться при этом, надо твердо знать порядок последовательности названий основных звуков (ступеней) музыкального звукоряда - До, Ре, Ми и так далее и не забывать, что расстояние между нотами Ми и Фа, Си и До равно только одному полутону, а расстояние между всеми остальными нотами музыкального звукоряда - двум полутонам (одному тону). При определении интервала немаловажную роль играет количество тонов (или полутонов), заключенных в нем. В зависимости от этого количества перед названиями ступеней добавляются слова: чистая, увеличенная, уменьшенная, большая, малая. Например, большая терция, малая секста, увеличенная кварта, уменьшенная квинта и так далее. Для наглядности построим малую терцию от До. Терция, как вы уже знаете - третья ступень. Отсчитываем: До первая, Ре вторая, а третьей ступенью будет нота Ми. В малой терции должно быть три полутона (полтора тона). Начнем отсчет: До диез - пол-тона, Ре - тон, Ре диез полтора тона, то есть три полутона. Но Ре диез - это секунда, вторая ступень, а терция - третья ступень, то есть нота Ми. Значит, таким образом, мы заключаем, что должна быть нота не Ре диез, а Ми бемоль. Большая терция от ноты До - это нота Ми, так как большая терция имеет четыре полутона (два тона). Предположим, нужно построить малую терцию от ноты До диез. Как мы уже знаем, третьей ступенью от ноты До, а, следовательно, и от До диез, будет Ми. Проверим, сколько полутонов (тонов) от До диез до Ми. Получается три полутона (полтора тона). Значит, это и есть нужная нам малая терция. Чтобы получить большую терцию, придется добавить еще пол-тона. От Ми на пол-тона вверх отстоит Фа. Но Фа кварта (четвертая ступень), а мы строим терцию (третья ступень). Следовательно, вместо Фа должна быть нота Ми диез, которая по звучанию тождественна ноте Фа, то есть энгармонически равна ей. Попробуем построить еще малую терцию от Соль бемоль. От Соль, а, следовательно, и от Соль бемоль второй ступенью будет Ля, а третьей ступенью - терцией нота Си. От Соль бемоль до Си пять полутонов (два с половиной тона), а в малой терции должно быть всего три полутона (полтора тона). Если к ноте Си подставить бемоль, получится не три, а четыре полутона, следовательно, придется выставить дубль-бемоль (двойной бемоль), то есть понизить Си на целый тон. По звучанию нота Си дубль-бемоль тождественна ноте Ля, то есть энгармонически равна ей. Но нота Ля - секунда (вторая ступень) от ноты Соль бемоль, а нужна терция (третья ступень). Вот отчего должна быть обозначена нота Си дубль-бемоль, а не Ля. Поупражняйтесь в построении большой терции от нот: Ре, Ми, Фа диез, Соль, Ля, Си бемоль, а потом постройте малую терцию от тех же нот. Мы строили интервалы вверх от заданной ноты. Такой же отсчет сохраняется при построении интервала вниз, но пока это не понадобится. Научившись определять большую и малую терции, переходите к построению аккордов. Одновременное звучание нескольких звуков (в любом сочетании, в том числе и двух звуков) называется созвучием. Аккордом называется созвучие, состоящее из трех, четырех и более звуков, разных по высоте, названиям и расположенных по терциям (До, Ми, Соль), или созвучие, звуки которого могут быть расположены по терциям в результате их октавного перемещения (Ми, До, Соль). Аккорд, состоящий из трех звуков, называется трезвучием. Первый звук (от которого начинают строить аккорд) называется основным тоном аккорда. Второй звук - терциевым, а третий - квинтовым тоном аккорда, так как они отстоят от основного тона аккорда, соответственно, на терцию и квинту. Расположив звуки по терциям и используя различные сочетания больших и малых терций, можно построить четыре различных трезвучия. 1 - мажорное (большое) трезвучие. В мажорном трезвучии первая терция (расстояние между основным и терциевым тоном) - большая, а вторая (между терциевым и квинтовым) - малая (До, Ми, Соль). 2 - минорное (малое) трезвучие. В минорном трезвучии первая терция (расстояние между основным и терциевым тоном) - малая, а вторая (между терциевым и квинтовым) - большая (До, Ми бемоль, Соль). Обратите внимание, что интервал между основным тоном (звуком, от которого строится аккорд) и квинтовым (третьим звуком) в обоих трезвучиях равен чистой квинте, то есть квинтовый тон (третий звук) в минорном и мажорном трезвучиях одинаков. Различие между этими трезвучиями состоит лишь в том, что терциевый тон (второй звук) в минорном трезвучии понизился на пол-тона по сравнению с терциевым тоном мажорного. 3 - увеличенное трезвучие. В увеличенном и первая терция (расстояние между основным и терциевым тоном), и вторая (между терциевым и квинтовым) большие (До, Ми, Соль диез). Увеличенное трезвучие отличается от мажорного тем, что квинтовый тон повысился на пол-тона, по сравнению с квинтовым тоном мажорного. 4. - уменьшенное трезвучие. В уменьшенном и первая терция (расстояние между основным и терциевым тоном), и вторая (между терциевым и квинтовым) малые (До, Ми бемоль, Соль бемоль). Уменьшенное трезвучие отличается от минорного тем, что квинтовый тон понизился на пол-тона, по сравнению с квинтовым тоном минорного. Из приведенных здесь четырех трезвучий наиболее часто употребляются мажорное и минорное трезвучия. Поэтому во всех наших упражнениях пока мы будем иметь дело только с этими двумя трезвучиями. Когда называют До мажорное, До минорное, Ре мажорное, Ре минорное трезвучия или какой-либо другой аккорд - это значит, что звуком, от которого строится аккорд (основным тоном), является, соответственно, нота До или Ре и так далее. При построении аккордов руководствуйтесь следующим: прежде всего, определите названия звуков нужного вам аккорда. Назвав звук, от которого вы собираетесь строить аккорд, установите названия остальных звуков аккорда. Каждый последующий звук аккорда обязательно должен быть расположен на терцию выше предыдущего. Когда выясните названия звуков аккорда, проверьте, сколько полутонов (тонов) от первого до второго звука, от второго до третьего и так далее, помня при этом, что большая терция содержит четыре полутона (два тона), а малая - три полутона (полтора тона). Практика показывает, что счет вести легче по полутонам, а не по целым тонам. Если между двумя соседними звуками, названия которых установлены, полутонов (тонов) окажется больше или меньше, чем должно быть, следует применить знаки альтерации - диез, бемоль и так далее Если между первым и вторым звуками полутонов (тонов) больше или меньше, то, соответственно, следует понизить или повысить второй звук. Если между вторым и третьим - соответственно, следует понизить или повысить третий и так далее. При таком способе построения аккордов вы не будете допускать музыкально-орфографические ошибки, заключающиеся в неверном названии и написании звуков аккорда. Попрактикуемся. Построим минорное трезвучие от ноты До (не забывайте, что при построении аккордов отсчет терций ведется вверх по звукоряду). Терцией (третьей ступенью) от ноты До будет Ми (До - первая ступень, Ре - вторая, Ми - третья). Терция от Ми - Соль. Получили следующие ноты: До, Ми, Соль.  Проверим, сколько полутонов между нотами До и Ми. Расстояние между До и До диез равно полутону. Между До и Ре - двум полутонам, между До и Ре диез - трем, между До и Ми - четырем. В минорном же трезвучии между основным и терциевым тонами аккорда должно быть всего три полутона (малая терция). Следовательно, терциевый тон аккорда надо понизить на пол-тона, то есть добавить бемоль к ноте Ми. Сосчитаем, сколько полутонов между нотами Ми бемоль и Соль. Четыре, как и должно быть между терциевым и квинтовым тонами в минорном трезвучии (большая терция) - значит, заданный аккорд построен. Построим еще два мажорных трезвучия: от Си бемоль (Си бемоль мажорное трезвучие) и от Ля диез (Ля диез мажорное трезвучие). Терция от Си бемоль - ре. Терция от Ре - Фа. Итак, в данном трезвучии должны быть следующие ноты: Си бемоль, Ре, Фа. Тем же способом, что и при построении До минорного трезвучия, проверим решение. Расстояние между нотами Си бемоль и Ре равно четырем полутонам, между Ре и Фа - трем. Мы знаем, что в мажорном трезвучии между основным и терциевым тонами должно быть четыре полутона (большая терция), а между терциевым и квинтовым - три (малая терция), следовательно, аккорд построен. Построим теперь Ля диез мажорное трезвучие. Терция от Ля диез - До, а от До - Ми. Проверим, сколько полутонов между нотами Ля диез и До. От Ля диез до Си - один полутон, от Си до До тоже один. Чтобы получилось не два, а четыре полутона, надо использовать повышающий знак альтерации. Диез повышает звук только на один полутон, а нам недостает двух. Следовательно, придется воспользоваться дубль-диезом, который повышает звук на два полутона (дубль-диез в нотах обозначается косым крестиком x). Около ноты До пишем дубль-диез. Нота До дубль-диез по звучанию тождественна Ре, значит, между До дубль-диез и Ми всего два полутона. Чтобы получить три полутона между указанными нотами, надо около Ми поставить диез. Обратите внимание, что нота Ля диез по звучанию равна Си бемоль, До дубль-диез - Ре, Ми диез - Фа. По звучанию в обоих трезвучиях все звуки одинаковы, а названия они имеют различные. Явление это называется энгармонической заменой (энгармонизмом), а такие звуки - энгармонически равными. Перейдем к способу распознавания аккордов. Следует знать, что в музыке, помимо трезвучий, существуют аккорды, состоящие из четырех разноименных звуков - септаккорды и из пяти - нонаккорды. Однако рассматривать их мы пока не будем. Если надо определить название какого-нибудь аккорда, встретившегося в нотах, например: Соль, Ми, Соль, До, Ми, Соль - сначала следует исключить из этого аккорда все удвоения, то есть оставить (в любой октаве) только по одному аккордовому тону: Ми, Соль, До. Исключив удвоенные звуки (тоны), увидим, из скольких разноименных звуков состоит аккорд, и, таким образом, узнаем, трезвучие это или нет. Затем поочередно каждый из звуков аккорда надо будет принимать за основной тон и пытаться построить от него аккорд. Начнем построение от ноты Соль. Терция (третья ступень) от Соль вверх - Си, а в нашем аккорде такой ноты нет, следовательно, основным тоном аккорда является какая-то другая нота. Попробуем построить аккорд от Ми. Третья ступень от Ми - Соль. В аккорде она есть. Остается определить третий звук. Мы знаем, что третья ступень от Соль - Си. Опять неудача. Си в аккорде нет. Остается взять за основу для построения аккорда ноту До. Терция от До - Ми. Терция от Ми - Соль. В итоге устанавливаем, что разбираемый аккорд - трезвучие, построенное от ноты До. Далее сосчитаем, сколько полутонов (тонов) от первого до второго звука (до Ми). Получается четыре полутона, следовательно, это большая терция. От второго до третьего звука (Ми - Соль) три полутона, значит, это малая терция. Ранее говорилось, из каких терций состоит мажорное трезвучие, и нам становится ясно, что аккорд является До мажорным трезвучием (До, Ми, Соль).
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #14 : 28 Декабря 2016, 03:12:52 »

Предлагаем разучить песню "Подмосковные вечера" (музыка Соловьева-Седого, слова Матусовского). Первым исполнителем этой песни был артист Московского Художественного академического театра, известный исполнитель советских песен Владимир Трошин. Он с большим мастерством передал музыку и слова этой песни, ставшей популярной не только во всех городах и селах России, но и в странах всего мира. Попробуйте применить приобретенные вами знания непосредственно при исполнении этого музыкального произведения. Попытайтесь самостоятельно определить, какое трезвучие записано в первой половине 1 такта песни, во второй половине 4 такта, в течение всего 6 такта, в первой половине 8 и 9 тактов и в течение всего 12 такта. А затем проверьте себя по ответам. При исполнении песни, а также при разборе аккордов не забывайте обращать внимание на ключевые знаки альтерации, а в данном случае при ключе записан бемоль к ноте Си. К нотам песни прилагаем схемы размещения пальцев на ладах грифа гитары. На схеме нулик указывает, что звук извлекается на не прижатой (открытой) струне.

Не слышны в саду даже шорохи,
Всё здесь замерло до утра.
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера!
Речка движется и не движется,
Вся из лунного серебра.
Песня слышится и не слышится
В эти тихие вечера.
Что ты, милая, смотришь искоса,
Низко голову наклоня?
Трудно высказать и не высказать
Всё, что на сердце у меня.
А рассвет уже всё заметнее.
Так, пожалуйста, будь добра,
Не забудь и ты эти летние
Подмосковные вечера.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Форум для левшей и про левшей
   

 Записан
Страниц: [1] 2 3 4 Следующая »
  Печать  
 
Перейти в:  

2: include(../counters.php): failed to open stream: No such file or directory
Файл: /home/l/levsha/levshei.net/public_html/forumsmf/Themes/default/Display.template.php (main_below sub template - eval?)
Строка: 498