Страниц: [1] 2 3 4 Следующая »
  Печать  
Автор Тема: Мартин Гарднер. Этот правый левый мир  (Прочитано 66803 раз)
Сапфо
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« : 28 Июня 2011, 13:51:50 »

Заранее предупреждаю: основой для темы послужила одноименная книга, а не вышеупомянутая ссылка - поэтому цитаты могут быть несколько видоизменены. Причем учтите: если что-то добавлено - это лично мои комментарии.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #1 : 28 Июня 2011, 14:19:32 »

ЖИВОТНЫЕ У ЗЕРКАЛА (из "Занимательной физики" Перельмана)

Как относятся к отражению в зеркале животные? Многие просто не видят его. Возможно, что иллюзия разрушается отсутствием обонятельных впечатлений, которые сопутствуют зрительному образу живой кошки, собаки или лошади? Однако обезьяны вполне поддаются иллюзии. Зеркало было прибито к стене. 2 гамадрила хотели выйти в наружную клетку, но, привлеченные блеском нового предмета, медленно вошли в вольер. Они увидели свои изображения, приняв их за новых товарищей, радостно закричали и побежали сообщать новость другим гамадрилам. Обезьяны протягивали руки, что-то лепетали и приглашали их присоединиться. Но упорство новых товарищей, не желающих войти, раздражало обезьян, их речь утратила дружелюбие, на лицах появились гримасы. Новые земляки молчали, отвечая гримасами и кривляниями, что раздражало обезьян. Работница принесла гамадрилам пищу, и голодные обезьяны пошли на зов. Но отойдя от зеркала, они заметили, что и новые товарищи уходят. Боязнь потерять их была так велика, что обезьяны снова начали исследовать зеркало. Убедившись, что оно не является дверью, гамадрилы попробовали заглянуть за него, но тайна появления новых знакомых так и осталась неразгаданной. Обезьяны перестали нормально питаться и целыми днями сидели около зеркала. Через неделю зеркало пришлось убрать, и жизнь вольера вошла в свою колею.

КОГО МЫ ВИДИМ, ГЛЯДЯ В ЗЕРКАЛО (оттуда же)

Разумеется, самих себя. Наше изображение в зеркале есть точная копия нас самих, сходная с нами во всех подробностях.
Разберемся. Например, у нас на левой щеке родинка - у нашего двойника левая щека чистая, а на правой есть пятнышко, которого у нас не имеется. Мы зачесываем волосы налево - наш двойник зачесывает их направо. У нас левая бровь выше и гуще правой, а у него - наоборот, ниже и реже. Мы носим часы в левом кармане, а записную книжку в правом - наш зеркальный двойник имеет другие привычки: его записная книжка хранится в левом кармане, а часы в правом. Обратим внимание на циферблат его часов. У нас таких часов никогда не было: расположение и начертание цифр на них необычное, кроме того и движение стрелок на часах нашего двойника обратное.
Наконец, у нашего зеркального двойника есть одна особенность - он не левша. Он ест и шьет правой рукой, и если мы выразим готовность с ним поздороваться, он протянет нам правую руку.
Нелегко решить, грамотен ли наш двойник. Едва ли удастся нам прочитать хотя бы одну строку из той книги, которую он держит.
Таков человек, который притязает на полное сходство с нами. А мы еще хотим судить по нему о внешнем виде нас самих!
Дело в том, что лицо, туловище и одежда у людей не строго симметричны. В зеркале все особенности левой половины переходят к правой и наоборот - поэтому перед нами появляется фигура, производящая несколько иное впечатление, чем наша собственная.
« Последнее редактирование: 11 Августа 2013, 19:13:25 от Сапфо » Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Incognito
Гость
« Ответ #2 : 28 Июня 2011, 14:20:11 »

Возможно, что иллюзия разрушается отсутствием обонятельных впечатлений, которые сопутствуют зрительному образу живой кошки, собаки или лошади
Моя собака обожала любоваться на себя в зеркало. И кошки любят поприхорашиваться
Записан
Сапфо
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #3 : 28 Июня 2011, 15:02:09 »

ЗЕРКАЛА

Начиная читать эту книгу, лучше всего внимательно посмотреть на себя в зеркало и почувствовать хоть часть удивления и любопытства, которое испытывает обезьяна. Например, шимпанзе часами играет с зеркалом, разглядывает всё, что за спиной, изучает и сравнивает предметы и их отражения в зеркале.
Рассматривая себя внимательно, вы обнаружите асимметрические черты и заметите, что у вашего двойника они переставлены. Эта перестановка произошла с самой комнатой и со всеми вещами в ней. Это та же самая комната, но всё же она отличается от вашей. Как говорит Алиса у великого левши Кэрролла: "В комнате всё получается не так".
Ну, не то, чтобы всё. Стулья, столы и лампы выглядят, как всегда. Если поднести к зеркалу чашку с блюдцем, в нем появятся блюдце и чашка. Но поднесите к зеркалу часы - цифры расположены на циферблате не по часовой стрелке, а против. Поднесите к зеркалу книгу, и вы сразу увидите, что буквы получаются "не такими". Вывернутые наизнанку слова даже прочесть нелегко. Вспомните, как Алиса открыла книгу на столе и наткнулась на стихотворение-бессмыслицу. Оно было примерно такое:

- жот енем ано ,укночвед юлбЮл Я
.ьшёжакс ен Ачин ,ашОрох акзакс яС
,ьтиж ано усел в алеми танмок И
.ьтитсупод Енем ебЕс к аламудзв И
- Алазакс Енем - "!ьдяС" :мод в я ядОхирП
.Алутс едгИн етанмок в олыб ен оН
.онив итип лачан ,лес я ревОк аН
- онвад итапс дан отч ,Алазакс анО
.тЕдйу онар и ,тедуб итатобаР
.тен - я отч ,лазакс ,уннав в я ишдешУ
:Ягжаз тевс ,лЯноп онар я морту А
.я ьшил нидО и ,акчитп алунхрОпУ

(перевод сделан по мотивам песни Джона Леннона Norvegian Wood)

Алиса оказалась сообразительной девочкой и поняла, что при повторном отражении в зеркале предмет примет свой первоначальный вид - а если это зеркальная книжка, все слова в зеркале получатся "как надо".
Детей очаровывает способность зеркала расшифровывать надписи задом наперед, а взрослых этим не удивишь. Они настолько свыклись с этой особенностью зеркала, что думают - ничего непонятного тут нет. А всё ли тут вам самим до конца понятно? (Лично мне, например, непонятно только одно - для чего вообще зеркало переворачивает?)
Зеркало имеет плоскую и гладкую поверхность. Его левая, правая, верхняя и нижняя части ничем не отличаются. Так отчего же зеркало переставляет только левую и правую стороны, а не верх и низ?
Эти вопросы заставят вас почувствовать себя в шкуре любопытной обезьяны, которая созерцает свое отражение в зеркале. Это действительно хитрые вопросы. Вряд ли кто даст на них прямой и четкий ответ. По обращению с зеркалами люди больше похожи на кошек и собак, чем на обезьян - они считают, что отражение объяснений не требует, и не пытаются понять, как работает зеркало.
Положение можно запутать еще больше. Легко сделать зеркало, которое не переставляет левую и правую стороны. Для этого надо взять 2 зеркала и поставить их на стол под прямым углом. Отражение в таком зеркале несколько отличается от нормального зеркального изображения, но оно является истинным, а не перевернутым. Вы видите себя точно в таком же виде, в каком вас видят другие. Такие зеркала были известны древним грекам и римлянам. О них пишут Платон и Лукреций в своих научных трудах.
Что случится с этим зеркалом, если его повернуть на 1/4 оборота? Отражение перевернется вверх ногами. Это значит, что в определенном положении зеркало ничего не переставляет, а в другом - меняет местами верх и низ.
Этот предмет заслуживает дальнейшего изучения. Мы разберемся, что происходит в зеркале с одномерными и двумерными фигурами. Научные открытия, связанные с зеркальными отражениями - это закон сохранения четности в физике и спиральное строение молекул в биологии.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #4 : 28 Июня 2011, 15:31:11 »

ПРЯМАЯ И ПЛОСКОСТЬ

Мы живем в мире 3 измерений, или в трехмерном пространстве. Каждое тело можно измерить с севера на юг, с запада на восток и сверху вниз. Изучением трехмерного пространства занимается стереометрия. Если мы ограничимся двумерным пространством, то получим планиметрию. Можно сделать еще шаг вниз по этой лестнице и рассмотреть одномерные фигуры.
Начнем с самого простого и познакомимся с прямой линией, которая состоит из точек. Эта линия населена отрезками-одномерцами. Взрослые одномерцы - длинные отрезки с точкой на конце, дети - короткие отрезки без точек:

-* -* - - - * - - - *- *-

Если перпендикулярно линии поместить зеркало - точку на линии, можно получить зеркальные отражения одномерцев. Маленький одномерец является копией своего отражения. Мы можем переместить одномерца, не поворачивая его на плоскости, пока он не совпадет со своим двойником. Это симметричная фигура.
А взрослых одномерцев мы не можем совмещать с зеркальными отражениями, так как концы у них разные. Если одномерец смотрит на запад, то его отражение - на восток. Мы можем перевернуть одномерца, но для этого придется снять его с линии. Это асимметрическая фигура.
Есть и другой способ отличить симметричные фигуры от асимметрических. У симметричной фигуры в центре есть единственная точка, которая делит ее пополам - центр симметрии. Поэтому отрезок с 2 точками на концах симметричен.
Пусть на линии находятся 3 отрезка с точкой на востоке. Если перевернуть средний, то все заметят перемену. Но если вся прямая окажется зеркально отраженной, то сами они о происшедшей перемене не могут узнать. С их точки зрения никакого изменения не произошло. Только если отражению подвергается часть линии, одномерцы могут заметить перемену.
На плоскости, то есть в двумерном пространстве, предметы ведут себя примерно так же, как и на линии:

  * | *
 /| | |\
*-* | *-*


Зеркало двумерца - это прямая линия, которую он видит перед собой. Совместить асимметрического двумерца (например, произвольный треугольник) с отражением невозможно. Если бы мы перевернули его на плоскости, как бумажного солдата, это можно было бы произвести только в трехмерном пространстве.
Если держать зеркало горизонтально, то поменяются местами верх и низ, но отражение получится таким же - изменится только его положение на плоскости. Мы можем взять любое отражение и совместить его с другими, так как где помещено зеркало - не имеет значения:

*-*
 \|
  *
---
  *
 /|
*-*

  *
 /|
*-*
---
*-*
 \|
  *


Нетрудно вспомнить и симметричные фигуры на плоскости, которые не меняются при отражении в зеркале - это квадрат, окружность, эллипс, равносторонний и равнобедренный треугольники, пятиугольник, крест, звезда. На линии есть точка, которая делит ее пополам. На плоскости то же самое делает линия - ось симметрии. У фигуры может быть разное число осей симметрии - от 1 до бесконечности (у круга). Любую фигуру, обладающую хотя бы 1 осью симметрии, можно наложить на ее зеркальное отражение, не прибегая к поворотам в пространстве более высокой размерности:

  *
 / \
*---*

*-*
| |
*-*

  *
 / \
*   *
 \ /
  *

 |
-*-
 |


Можно привести еще примеры асимметрических фигур - это произвольный параллелограмм и спираль. Каждую асимметрическую фигуру можно рисовать на плоскости 2 способами.

  *-* *-*
 / /   \ \
*-*     *-*

*                 *
|                 |
| *-----* *-----* |
| |     | |     | |
| | *-* | | *-* | |
| |   | | | |   | |
| |   | | | |   | |
| *---* | | *---* |
|       | |       |
*-------* *-------*


Буквы А, Д, Ж, Л, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш симметричны вертикально, В, Е, Ж, З, К, Н, О, С, Ф, Х, Э, Ю - горизонтально. Причем если нарисовать О в виде эллипса, осей симметрии будет 2, а в виде круга - бесконечно.
Поднесите к зеркалу асимметрические буквы. Ни одна из них не будет выглядеть по-настоящему, отражения получаются "не такими". В них невозможно провести ось симметрии.
« Последнее редактирование: 22 Ноября 2011, 05:00:16 от Сапфо » Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #5 : 28 Июня 2011, 15:42:26 »

ТРЕХМЕРНЫЙ МИР

В трехмерном пространстве живем мы сами. Симметричные пространственные фигуры можно наложить на зеркальные отражения, а с асимметрическими этого сделать нельзя. Одномерные фигуры имеют центр симметрии, двумерные ось симметрии, а трехмерные - плоскость симметрии.
Например, сфера полностью сходна со своим отражением. Как у круга бесконечное множество осей симметрии, так и у сферы бесконечное множество плоскостей. Если прижать полушарие к зеркалу, то вместе с отражением они будут выглядеть как целый шар. Но сфера не единственная фигура, обладающая бесконечным числом плоскостей симметрии. Цилиндр имеет бесконечное множество плоскостей через ось + 1 плоскость, которая перпендикулярна оси. У конуса через ось тоже проходит бесчисленное множество плоскостей, но перпендикулярной плоскости нет. Чтобы быть симметричным, предмет должен иметь хотя бы 1 плоскость симметрии, но может иметь их сколько угодно. Например, у египетской пирамиды их 4, у кирпича 3, у прямоугольного стола 2, а у стула и чашки по 1.
Для совмещения симметричного предмета с отражением может потребоваться поворот в трехмерном пространстве. Если вы поднесете к зеркалу конус параллельно 1 из плоскостей симметрии, то можно совместить предмет с отражением, просто сдвинув их вместе. А если конус направлен вершиной к зеркалу, предмет и отражение будут иметь разную ориентацию в пространстве. Поэтому 1 из этих фигур придется повернуть. Но сферу вращать не придется, так как плоскость зеркала всегда параллельна одной из бесконечного множества плоскостей симметрии сферы.
У асимметрических предметов нет ни одной плоскости симметрии, поэтому их нельзя совместить с отражением в зеркале. Пружина и лестница, как и плоская спираль, являются асимметрическими фигурами. В зеркале они всегда получаются "не такими".
Асимметрические фигуры, совпадающие друг с другом, но получающиеся "не такими", называются зеркальными отражениями. В качестве примеров можно привести уши, руки, ноги, рукавицы, ботинки и даже стереоколонки - одни левые, другие правые. (Кстати, если Полу Мак-Картни приделать круглые очки, он тоже будет точной зеркальной копией Джона Леннона)



Винт и гайка - тоже асимметрические предметы. Например, винты, которые ввинчиваются по часовой стрелке, условно называются "правыми" (хотя, разумеется, левой рукой их крутить удобнее, да и левая вязка по кругу имеет такое же направление спирали). А в автомобилях шпильки и гайки колес с одной стороны делаются "левыми", чтобы их труднее было раскрутить.
Многие предметы, сделанные человеком, симметричны - а другие такими не являются. Например, лезвия ножниц могут пересекаться по-разному. Считается, что обычные ножницы удобнее для правой руки. Леворукие ножницы - зеркальное отражение обычных - в природе встречаются редко.
Автомобиль симметричен, но присмотревшись к рулю, мы увидим, что это не так. Отражение наших автомобилей - английские, которые приспособлены для левостороннего движения, так как руль у них справа.
Лопасти вентилятора вырезаны из винтовой поверхности. Если заменить их отражениями, вентилятор будет гнать воздух назад, а не вперед. Точно так же устроены винты самолетов и кораблей.
Если веревка состоит из крученых ниток - это своего рода спираль, и в зеркальном отражении она будет закручиваться в другую сторону.
Если вы скрутите полоску бумаги и склеите концы, то получите лист Мёбиуса - поверхность, у которой 1 сторона и 1 край. Но это закручивание можно сделать как влево, так и вправо:

  \     /
 / \   / \
/---- ----\


Даже простой узел бывает левым и правым. Вам не удастся превратить узел в его зеркального близнеца. Складывая руки на груди, вы тоже завязываете их в узел. Если вы проделаете это перед зеркалом, то увидите, что ваше отражение завязывает узел по-другому - левый становится правым и наоборот:

    *   /     \   *
---/-\-/--- ---\-/-\---
  /   *         *   \


Зеркало меняет местами левую и правую стороны, а не верх и низ, так как наши тела обладают 1 плоскостью симметрии - когда правая половина тела есть зеркальное отражение левой. Между передней и задней частями тела такого сходства нет, между верхней и нижней - тем более, так как благодаря силе тяжести все предметы притягиваются вниз. Вот мы и создаем двусторонне-симметричные вещи - стулья, столы, комнаты, здания, автомобили, поезда, самолеты.
А зеркало на самом деле переставляет не левую и правую, а переднюю и заднюю стороны. Представьте себя перед зеркалом. Слева у вас запад, а справа восток. Голова у вас сверху, а ноги внизу. Эти оси сохраняют направление в пространстве. Меняет направление ось север-юг, перпендикулярная зеркалу. Но если вы станете лицом на запад или на восток - тогда уже зеркало переставит левую и правую стороны, оставляя без изменения оси вперед-назад и вверх-вниз. Если же зеркало горизонтальное, оно меняет местами только верх и низ - тогда вы в нем оказываетесь перевернутыми вверх ногами.
Подведем итоги. Когда мы смотрим в зеркало, не обнаруживаем изменений ни слева, ни справа, ни сверху, ни внизу. Но отражаемый предмет оказывается вывернутым перпендикулярно плоскости зеркала и превращается в свое отражение. А вам, как двусторонне-симметричному существу, удобно описывать зеркальный мир взаимопревращением левого в правое. Это просто манера выражаться, способ употребления слов.
Магическое зеркало на самом деле меняет направление 2 осей фигуры - влево-вправо и вперед-назад. А если это зеркало перевернуть на 1/4 оборота - оно будет обращать оси вперед-назад и вверх-вниз. Поэтому вы видите лицо перевернутым, а не зеркально отраженным.
« Последнее редактирование: 19 Декабря 2011, 16:29:48 от Сапфо » Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Incognito
Гость
« Ответ #6 : 28 Июня 2011, 15:48:22 »

  Мартин Гарднер. Этот правый левый мир
Записан
RЛО
Старожил
****
Сообщений: 292



« Ответ #7 : 28 Июня 2011, 16:08:29 »

Возможно, что иллюзия разрушается отсутствием обонятельных впечатлений, которые сопутствуют зрительному образу живой кошки, собаки или лошади
Моя собака обожала любоваться на себя в зеркало. И кошки любят поприхорашиваться


Попугаи вообще жить без зеркала не могут, им одиноко становится,
некоторые учёные утверждают, что животные видят, но не узнают себя
Записан
Сапфо
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #8 : 28 Июня 2011, 16:36:58 »

ФОКУСЫ

Вот вам таблица случайно подобранных слов.

ВЕСЕННЕЕ
НЕБО
НЕЖНО
СИНЕЛО
ЖЕНЕ
СПЛЕТУ
ВЕНОК


Посмотрите на эти слова через цилиндрическую линзу (можно использовать пробирку с водой). Вы заметите, что красные не переворачиваются, а синие переворачиваются. Вы думаете, что эти цвета имеют разную длину волны, им соответствуют разные коэффициенты преломления и так далее. А ларчик открывается просто - красные слова переворачиваются не хуже, чем синие, но они состоят из симметричных букв.
Точно так же и в выражении КОНЮХ ЗНАЕТ СВОЮ РАБОТУ синие слова переворачиваются, а красные - нет. Поэтому белого котенка вполне можно назвать СНЕЖОК - это слово тоже состоит из симметричных букв.
В вестибюлях часто встречаются зеркальные колонны. Встаньте за такой колонной, чтобы видимая часть тела вместе с отражением выглядела, как целый человек. Поднимите видимую руку и подуйте на палец. Невидимой рукой поднимите шапку, чтобы она двигалась в горизонтальной плоскости. Это создаст иллюзию, что шапка взлетела в воздух. Отнимите палец ото рта и медленно опустите шапку на голову. Поднимите видимую ногу. Составной образ подпрыгнет, как паяц на веревке. Вращайте глазами. Публике покажется, что один глаз вращается в одну сторону, а другой в другую.
Если прижать зеркало к фигуре или узору, полученная картина будет симметрична. Капните чернилами на лист бумаги и согните его. Развернув лист, вы увидите симметричный узор. Линия сгиба является осью симметрии полученного узора. Вышеупомянутые кляксы Роршаха получены именно таким образом.
Если поставить зеркала под углом, получится целый ряд последовательных отражений. Например, если зеркала параллельны, а между ними стоит спичка с ватой, обмазанной зеленкой, получается как бы бесконечная аллея из деревьев. Если же зеркала стоят под углом 60 градусов (равносторонний треугольник) - получается нечто вроде калейдоскопа, где узоры возникают за счет отражения случайных фигур из кусочков цветного стекла.
(очередная вставка из Перельмана)
Какие ощущения испытали бы мы внутри калейдоскопа? Вообразите шестиугольный зал, каждая стена которого представляет зеркало. Зритель внутри такого зала видит себя затерянным в толпе похожих людей в бесконечной анфиладе залов.
Причина чуда ясна всякому, кто знаком с отражением света: тут имеются 3 пары параллельных зеркал и 10 пар зеркал под углом - не удивительно, что они дают такое множество отражений. Весь секрет волшебства основан на таком простом физическом явлении, как отражение световых лучей.
« Последнее редактирование: 21 Июля 2013, 17:35:20 от Сапфо » Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #9 : 28 Июня 2011, 18:12:26 »

ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА И ПОЭЗИЯ

Симметрия - древний и простой способ радовать глаз. Покажите ребенку чернильный узор. Он взвизгивает от восторга, увидев развернутый лист с симметричным узором. Ребенку нравится порядок и гармония в случайном узоре. Причина в том, что в окружающем мире он видит много симметричных вещей. Симметрия широко встречается в произведениях искусства древних цивилизаций. Она занимала существенное место в древнеегипетском искусстве. Средневековые картины тоже характеризуются отчетливой симметрией.
Посмотрите вокруг - и вы увидите бесчисленные примеры симметричных форм и узоров, созданных человеком. Двери, окна, стулья, вазы, лампы, подсвечники, витражи, елочные украшения, серьги, брошки - список бесконечен. Узоры на платьях, обоях, занавесках, коврах создаются повторением симметричного рисунка. Эмблемы и логотипы фирм тоже симметричны. Художники часто жертвуют сходством с природой ради получения по обе стороны вертикальной оси одинаковых изображений - примером является двуглавый орел на старинном гербе:



В каждом случае ось симметрии вертикальна, так как сила тяжести направлена сверху вниз. Но есть 1 знакомый вид, когда ось симметрии горизонтальна - это деревья, отраженные в воде (как, например, на картине Левитана "Весна, большая вода"):



Поэтому брошки редко имеют горизонтальную ось симметрии, если они не изображают растения и животных, обладающих такой осью.
Всё в природе стремится равномерно распространяться в горизонтальной плоскости. Озеру всё равно, куда разливаться - на север, на юг, на восток или на запад - но оно не может разлиться вверх. Если вы перевернете негатив, превратив левое в правое и наоборот, на снимке получится обычное озеро. Но перевернув фотографию вверх ногами, вы увидите то, чего в природе не бывает (реки текут по водоразделам).
Деревья имеют форму конуса - бесконечное число вертикальных плоскостей симметрии и ни одной горизонтальной. Дерево растет, преодолевая силу тяжести, поэтому вершина отличается от основания. Но так как растения не передвигаются, как животные, для них неприемлемы понятия левой, правой, передней и задней стороны. Отражение дерева в вертикальном зеркале выглядит, как настоящее дерево.
По фотографии пейзажа трудно определить, вывернут он или нет, если только в поле зрения не попали асимметрические объекты - дорожные знаки или улица, по которой едут автомобили. Но если вы перевернете всё вверх ногами - беспорядок будет очевиден.
Художники-карикатуристы забавляются, рисуя картинку-перевертыш (по-научному это называется амбиграммой), которая превращается в другую картинку, если ее перевернуть. Это вызывает удивление, так как от перевернутого рисунка никто не ожидает, что он будет на что-то похож:



Обращение картины слева направо - обычное явление, но невозможно, разглядывая перевернутую картину, угадать, что получится, если она будет висеть нормально.
Конечно, переворачивание картины на 180 градусов или ее отражение в горизонтальном зеркале меняет ее художественную ценность. А изменится ли эта ценность при отражении картины слева направо? Конечно, нет. Хотя небольшая разница в восприятии может объясняться тем, что мы привыкли читать слева направо.
Например, один фотограф изготовил 50 фотографий театральных сцен в зеркальных вариантах. Каждый должен был выбрать тот вариант, который больше нравится. 75% читающих слева направо предпочли один вариант. Те же, которые умели читать по-арабски, то есть справа налево, выбрали другой вариант фотографии.
Но если серия рисунков есть рассказ в картинках (в наше время они называются комиксами), то привычка к чтению слева направо оказывает влияние на композицию. Действие происходит слева направо, и персонаж, говорящий первым, помещается слева, чтобы слова не перепутались. Поэтому арабам не понравилась французская реклама - слева направо: больная голова, лекарство, здоровая голова.
Кинофильм легко показать так, чтобы левое и правое поменялись местами. Вот один пример:

Жил парень, очень умный и красивый,
Послушный, аккуратный, не ленивый,
Плакаты делал из своих стихов.
А звали его Саша Соловьев.
Стал Соловьев ученым после школы.
Он был красивый, умный и веселый.
Однажды в киностудию пошел -
И случай с ним такой произошел:
Когда увидел Сашу оператор -
Сказал ему спокойно, хитровато:
"Ты, парень, извини, но, так сказать,
Не разрешают мне тебя снимать".
"Что, я такой уж глупый, некрасивый?"
"Нет, скажут: пленку я поставил криво,
Перевернул - и мигом освистят,
Рассеянным мгновенно окрестят".
"А если вы такого не хотите -
То сами пленку вы переверните".
Теперь вопрос мой: кто б ответить мог,
На чем основан этот диалог?

(Нетрудно догадаться, что Соловьев левша)

Статуи симметричны, особенно конные, а в архитектуре симметрия не нуждается в комментариях. Большое значение симметрия имеет и в танце.
Фильмы можно обращать не только в пространстве, но и по времени - люди ходят спиной вперед, прыгуны вылетают из воды и взмывают на вышку и так далее. Танец задом наперед тоже может оказаться гротескным зрелищем - особенно если его озвучить обычной музыкой. Может быть, опытный хореограф даже поставит палиндромический балет, который выглядит в кино одинаково, в каком бы направлении ни пускали пленку.
Мелодия - это последовательность нот вдоль оси времени. Поэтому отразить мелодию в зеркале - значит проиграть ее наоборот. (Если не верите - послушайте песню Джона Леннона Rain)



Музыку можно перевернуть и в другом смысле - нижние ноты заменить верхними и наоборот. Если Алиса играет на зеркальном пианино знакомую мелодию, то фортепиано будет издавать музыку, перевернутую именно в этом смысле. (Например, "Искусство фуги" Баха состоит из 2 фуг, одна из которых и есть отражение другой. Если обе мелодии исполнять одновременно, получится противоположное голосоведЕние. В самоучителе Манилова по гитаре приведены такие примеры: "Не искушай меня без нУжды" Глинки, старинный романс "Дремлют плакучие ивы", а также песни Пола Мак-Картни All My Loving и Yesterday)
Что же касается третьей координаты - стереофонии, то в эпоху Гарднера, хотя он и долгожитель, такого понятия просто не было. Но я думаю, что стереофонию изобрел какой-нибудь безвестный народный умелец, имени которого история не сохранила - разумеется, тоже левша. Одно несомненно - в Битловских песнях стереофония хорошо развита, а такие сборники, как Abbey Road фирмы Ilon, The Best Beatles фирмы Eurostar и Love Songs фирмы Balkanton, не говоря уже про "белый альбом", хорошо известны и в зеркальном варианте.
Поэзию тоже можно представить как последовательность звуков, расположенных вдоль оси времени. Многие поэты используют симметрию, чтобы получить звуковые эффекты.
Если забыть о форме букв и считать, что предложение - это ряд символов, то зеркальным отражением можно пользоваться для получения забавных вещей.
(вставка из журнала "Русская речь")
Слова-палиндромы пишутся одинаково в обоих направлениях: ага, еле, или, как, мадам, тут, цыц, боб, дед, довод, доход, заказ, мим, око, потоп, пуп, ротор, радар, ротатор, топот, тот, шалаш, Ада, Алла, Анна, воров, выбыв, иди, ищи, летел, лил, нежен, тащат, учу. Есть и такие слова, которые при переворачивании меняют смысл: вес, сев, воз, зал, город, грот, дар, лад, лес, норов, ров, тираж, топор, трос, туш, шорох, шрам, рагу, ток, бук, гам, луг, огород. Если симметрией обладает предложение, его тоже называют палиндромическим: золото лоз, Олесе весело, осело колесо, ты Саша сыт, а ремень не мера, искать такси, а буду я у дуба, а луна канула, лимузин изумил, уж я веники не вяжу, нажал кабан на баклажан, на вилах ехал Иван, коростели летели лет сорок, мокнет Оксана с котенком, а в Енисее синева, город Хорог тут горох дорог, арбуз у зубра.
Фраз, которые могут читаться в обратном порядке, больше, чем слов-перевертышей, так как всегда имеется возможность увидеть такой палиндром: дом мод.
Время от времени пишутся поэтические палиндромы (известные также как рачьи стихи). Несколько таких стихов можно найти у Брюсова:

Я око покоя,
Я дали ладья.
И чуть узорю розу тучи
Я, радугу лугу даря.
Я алая,
Я и лилия,
Веду сельвана в лесу дев
Я, еле лелея.

Кот-ток.
Нос-сон.
Хорош-шорох.
Атака-заката.
Я идиллия-я иль Лидия?

В подобных стихотворениях на первом плане выступает не содержание, а словесная игра. В большинстве своем рачьи стихи - это всего лишь литературные опыты и поиски новых выразительных средств. У Кирсанова в форме палиндрома написан "Лесной перевертень":

Летя, дятел,
Ищи пИщи.
Жук уж
Не зело полезен.
Личинок кончил?
Ты сыт?
Ешь еще
И дуди
О лесе весело.

А вот еще палиндром Кирсанова:

Кулинар Лео ел ранний лук,
Сырки и крыс,
Лакомо мокал
Бел хлеб
В
Уху
И ел клей
Лукул.
Не видно морд, ни лап, а палиндром - он дивен.

Даже у Вознесенского один из последних сборников называется "Аксиома самоиска". Вот его заглавное стихотворение:

На левосторонних трассах, на путях правосторонних, на путях потусторонних,
Там, где аксиома власти машет огненною палкой,
В аксиомах "влево", "вправо" жизнь я прожил не без риска. Есть единственная правда -
АКСИОМА САМОИСКА.

Умирая, мне татарин, высланный из Симеиза,
Впившись в полумесяц миски алюминиевой, в замызге
Подарил это заклятье и сказал: "Не будешь счастлив".

Это пишут на вершинах снежный человек и Ницше,
На левосторонних книгах, на правосторонних книгах,
На броске самоубийства, на самопознанье наций
И на аксиоме бога, на губах авантюристки -
АКСИОМА САМОИСКА.

Но распятые ладони аксиомы человека
Путь указывали людям то ли - влево, то ли - вправо...
Я искал на перекрестке трассы духа с трассой Минской.
Слезничок сверкал лиловый женщины самофракийской - с крыльями, но безголовой.

В небе, как над рестораном, букв горел порядок странный,
И в глазах сырые искры я читал наоборотно:

А
К
С
И
О
М
А

С
А
М
О
И
С
К
А

И она сказала: "Кисик! Современная мадонна
Опровергла аксиомы постбриджетбордовских сисек.
Что считалось аксиомой групп повышенного риска,
Стало нормой в каждом доме и в номенклатурных списках.
На любви односторонней, на любви наоборотной,
И на голубом пороке, и на ненависти белой,
И на золотой разлуке лишь - не высказать без вИски! -
АКСИОМА САМОИСКА".

И сказал идущий мимо в маскировочных болотах
С трупом музыки в футляре: "Что написано на майках?
Что написано на лэйблах наших лейб-гвардейских задниц?
Что написано на бунте в стиле рока или диско?
Преодолевайте дисгармонию, как учит Дзыга".
В каждом самодоказуема и законом наказуема - чур, не путать с самосыском! -
АКСИОМА САМОИСКА.

Мухой полз Буонаротти, крася на плафоне Сикста рай и ад наоборотный -
АКСИОМУ САМОИСКА.

Жил я в аксиоме рая, чуя аксиому ада, жизнью, а не самопиской,
И потерей самых близких оборачивалась наша
АКСИОМА САМОИСКА.
Как я понял слишком поздно - утаил татарин с миской -
Смысл не только в самопоиске, а к себе в открытом иске!

Жизнь - лишь поиск воскресенья. Мы стоим на перекрестке
Трассы духа с трассой Минской - вгиковский студент, стрекозка,
Тени, женщина с заминкой в речи, пес с ухом Мефисто и татарин симеизский.
Ужас от пережитого, духа грязные поминки - оглянусь - полно народу.

Все глядели в небо, где горит, как над воротами
Перед выходом по списку, жизни крест наоборотный -

А
К
С
И
О
М
А

АКСИОМА САМОИСКА
А
М
О
И
С
К
А

А другое его стихотворение из этого же сборника так и называется - "Рембо перед зеркалом":

Рембо обмер.
Зеркало - пола крез.
Телекс, скелет.
Овир криво.
Цемент - немец.
А на небе - "Нана".
« Последнее редактирование: 02 Декабря 2013, 23:32:47 от Сапфо » Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #10 : 28 Июня 2011, 18:56:40 »

ГАЛАКТИКИ, ЗВЕЗДЫ И ПЛАНЕТЫ

Весь космос, то есть вселенная, имеет сферическую форму. Мы живем на планете, которая вращается вокруг солнца - одной из звезд Галактики. Сама Галактика имеет спиральную структуру с длинными "рукавами", которые тянутся от центра, как искры от огненного колеса.
Солнечная система помещается в 1 из "рукавов" на расстоянии около 30000 световых лет от центра Галактики (световой год равен 10000 миллиардов километров). Галактика входит в скопление звездных систем - Метагалактику. За ее пределами на больших расстояниях рассеяны в космосе другие скопления галактик. Эти скопления удаляются друг от друга, так как вселенная расширяется, как надутый шар.
Симметричны ли галактики? Да, если их рассматривать, как трехмерные структуры. Правда плоская спираль - асимметрическая фигура, но спиральная галактика не плоская. Если посмотреть на галактику с ребра, она похожа на 2 тарелки, сложенные донышками в разные стороны. Плоскость касания тарелок и является плоскостью симметрии галактики. Конечно, мы говорим о главных чертах галактической структуры. Но если рассматривать отдельные звезды, то галактика может и не быть совместима с зеркальным отражением.
Но есть еще 1 причина, по которой галактику нельзя наложить на отражение - это ее магнитные полюса.
Известно, что в Галактике существует слабое магнитное поле. Его ось совпадает с осью вращения. Если помнить о названиях концов магнитной оси, то Галактика несовместима с отражением - северный полюс ее придется на то место, где у отражения южный.
Такие же асимметрические и звезды, подобные солнцу. Если рассматривать только форму солнца - тогда оно сферическое. Правда, солнце вращается, но если перевернуть отражение, изменив направление оси вращения, то и солнце, и его отражение будут вращаться в одну сторону. Но у солнца есть магнитное поле. Его ось связана с осью вращения. Если мы напишем на полюсах "северный" и "южный" и не перевесим таблички на отражении, тогда солнце и отражение не удастся совместить - полюса совпадут, но этого не произойдет с направлением вращения, или они будут вращаться в одну сторону, но магнитные оси окажутся направленными в разные стороны.
Иногда по неизвестным причинам, магнитная ось солнца переворачивается - северный полюс становится южным и наоборот. Но так как направление вращения не меняется, то можно считать, что солнце превращается в свое отражение.
Планеты тоже имеют сферическую форму и зеркально симметричны, если не учитывать магнитное поле. У Земли магнитные полюса находятся недалеко от географических.
Но и форма Земли тоже слегка асимметрическая - грушевидная. Раньше предполагали, что Земля имеет форму сфероида, то есть шара, сплюснутого на полюсах, но сплющивание южного полюса больше, чем северного. Поэтому Земля напоминает вращающийся волчок - верхняя и нижняя части имеют разную форму.
На поверхности вращающегося тела существуют асимметрические явления - как левые, так и правые. Если вы летите к северному полюсу, то самолет будет сносить вправо, а к южному - влево. Это пример действия силы Кориолиса. Он заметил, что предметы в разных точках земной поверхности перемещаются с разными скоростями. На экваторе вы совершаете путешествие со скоростью 38000 километров в сутки. По мере продвижения к полюсу эта скорость становится меньше, так как окружность уменьшается.
Изменение скорости зависит и от расстояния до центра Земли. На вершине горы вы описываете больший круг, чем у ее подножья. В шахте скорость еще больше уменьшается.
Такое изменение скорости в разных полушариях приводит к отклонениям в разные стороны - особенно если тело движется с большой скоростью или проходит большие расстояния. При стрельбе, конечно, силой Кориолиса можно пренебречь, но когда летит ракета, она по инерции сохраняет первоначальную скорость. Поэтому ракета отклоняется на восток, когда летит к полюсу, и на запад, когда летит к экватору.
Не удивительно, что сила Кориолиса играет значительную роль в движении воздушных и водных течений. Реки, текущие в южном полушарии на юг, а в северном на север, размывают восточные берега сильнее, чем западные. ("Вниз по Волге плавая, прохожу пороги я и гляжу на правые берега пологие. Там камыш шевелится, поперек ломается. Справа берег стелется, слева поднимается", как поет Марина Влади)
Сила Кориолиса влияет на воронку, если выпускать воду из ванны - закручивание этого водоворота происходит в разных полушариях в противоположные стороны. Но независимо от первоначального направления водоворота оно меняется на обратное, когда воды остается мало. Дело в том, что верхние слои воды закручивают нижние в противоположном направлении.
Точно так же сила Кориолиса закручивает циклоны и торнадо в северном полушарии в одну сторону, а в южном - в другую. (Тут еще можно добавить, что именно из-за вращения Земли тропические пассаты отклоняются на запад, а умеренные на восток. Поэтому в тропическом поясе морской климат на восточном берегу, а континентальный на западном - в умеренном, разумеется, наоборот).
« Последнее редактирование: 01 Октября 2011, 21:40:56 от Сапфо » Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #11 : 28 Июня 2011, 20:15:56 »

РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ

Поскольку во вселенной миллиарды звезд, можно предположить, что вокруг них тоже вращаются планеты, на которых есть жизнь. Но в настоящий момент никто не знает, есть ли жизнь во всей вселенной или она ограничена только Галактикой. Мы даже не знаем, есть ли жизнь на ближайших планетах - Марсе и Венере. Конечно, на нашей ближайшей соседке-луне условия суровые, и жизни там не существует.
Предположим, что на Марсе жизнь есть - условия на этой планете близки к земным. Будут ли эти формы жизни отличаться от того, что придумывают фантасты, или у них будут черты, которые мы знаем? Что касается симметрии, мы можем сделать обоснованные предположения. На Земле жизнь зародилась в сферической форме, а потом стала развиваться по 2 направлениям - образовался мир растений конической формы и мир двусторонне-симметричных животных. И на любой планете эволюция будет происходить подобным образом.
Простейшие существа плавают в море и постоянно переворачиваются - поэтому для них естественна сферическая форма. А у тех существ, которые цепляются за дно моря или за сушу, появляется направление вверх-вниз.
Корень растения можно отличить от верхней части. Но направления влево-вправо и вперед-назад у них не различаются. По этой причине растения имеют коническую форму - нет горизонтальной плоскости симметрии, зато есть бесчисленное множество вертикальных. Например, у дерева есть только вершина и основание, но ни левой, ни правой, ни передней, ни задней стороны.
Каждый цветок имеет коническую форму. Плоды бывают сферические (дыни, орехи), цилиндрические (виноград, кабачки) и конические (яблоки, груши). Цилиндрическая и коническая форма имеют общее название - радиальные. А вот банан из-за искривления можно разрезать только вдоль одной плоскости.
Существуют ли асимметрические растения? Да, это растения спиральной формы. Спираль нельзя совместить с зеркальным отражением, поэтому она может существовать в 2 разных формах - обычный шуруп и его отражение. Спиральность встречается в стеблях, усиках, строении зерен, цветов, шишек, в расположении листьев на стеблях.
Но чаще всего спиральность проявляется у ползучих и вьющихся растений. Направление вращения для данного вида фиксировано и никогда не меняется. Например, спираль жимолости условно называют левой, а вьюнка - правой. Сплетение вьюнка и жимолости всегда пленяло поэтов. Вот цитата из Шекспира ("Сон в летнюю ночь"):

Так жимолость душистая с вьюнком
В объятии сплетается двойным венком.

(Кстати, и среди Битлов тоже был своеобразный "сон в летнюю ночь" - Джон любил Йоко, Йоко любила Пола, Пол любил Линду, Линда любила Джона. Возможно, если бы женщины имели более сильное влияние, этот любовный квадрат разрезался бы по другой диагонали, и Битлы не распались бы. Хотя - кто знает? Но мы уже отклонились от темы)
Вьющиеся растения скручиваются друг с другом, образуя веревки. Например, бегония (разновидность лазающей лианы) образует тройные спирали, а жимолость - двойные. Кора на стволах деревьев иногда образует спиральный узор, который может завиваться и влево, и вправо.
Неподвижные и малоподвижные животные - иглокожие, морские звезды, медузы - имеют коническую форму, как и растения. Они пассивно плавают или лежат на дне, а пища и опасность приближаются к ним со всех сторон. Но если данный вид приобретает способность передвигаться, у этих животных появляются особенности строения, отличающие заднюю сторону от передней. Например, рот более эффективен впереди, а не сзади. Глаза тоже полезны около рта - рыба хочет видеть, куда она плывет, а не где она уже была. Иными словами, движение создало у морских животных черты, отличающие переднюю часть тела от задней.
А сила тяжести вызывает появление различий между верхней и нижней половинами тела. Направления вперед и назад отличаются - сюда рыба плывет, а оттуда приплыла. Существует разница и между поверхностью и дном моря. А при повороте влево и вправо содержимое моря одинаковое. Поэтому глаза и плавники развиваются одинаково слева и справа. Вот и сохранилась одна плоскость симметрии, разделяющая рыбу на зеркальные половины.
На суше в процессе эволюции появились пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие. И в новой обстановке незачем было менять симметрию. Различие между направлениями вперед-назад сохранило важность. Направления вверх-вниз оказывали еще большее влияние на строение тела животного, так как болтающиеся в воздухе ноги принесли бы мало пользы. Что же касается левой и правой стороны, то и зверь в лесу, и птица в небе видят, что окружающая обстановка одинаковая. Поэтому тела животных на суше и в воздухе сохранили двустороннюю симметрию.
Из-за симметрии Земли трудно представить обстоятельства, которые могли бы изменить симметрию тела животных. Например, потеря правого глаза окажет отрицательное влияние на способность выживания животного - враг может незаметно подкрасться справа.
Поэтому животные на других планетах тоже будут симметричными под действием этих факторов - сила тяжести обеспечит различие между верхом и низом, а между левым и правым направлениями такой разницы не бывает.
А можно ли ожидать более детального сходства внеземных существ с той жизнью, которую мы знаем? Конечно, можно. В неведомых морях чужой планеты трудно себе представить более простой двигатель, чем хвост и плавники. Сначала они появились у рыб. Потом рыбы превратились в земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих. Но когда киты и тюлени вернулись в море, их конечности снова превратились в плавники, а хвост - в подобие винта и руля.
Трудно себе представить более простой способ летать, чем с помощью крыльев. Получили крылья и поднялись в воздух птицы, то же произошло с насекомыми. Летяги пользуются крыльями для планирующего полета. У летучей мыши есть крылья. Даже человек снабжает самолет крыльями, как у птиц.
А есть ли более простой способ передвигаться по суше, чем с помощью конечностей? Механически ноги собаки и мухи ничем не отличаются, хотя эволюционировали они по-разному. Колесо - тоже простое устройство для передвижения, но в процессе биологической эволюции оно возникнуть, скорее всего, не может.
Глаза, уши и нос тоже возникают на достаточно высокой эволюционной ступени. Электромагнитные волны образуют картину внешнего мира. Звуковые волны являются дополнительным источником информации. Испарение молекул воспринимается в виде запаха. А поскольку свет, звук и запах существуют и на других планетах, возможно, что и там эволюция изобретет органы чувств, чтобы позволить организму справляться с обстоятельствами жизни. На Земле глаз развивался независимыми путями у позвоночных, насекомых и моллюсков - но при этом эволюция умудрилась создать сложные инструменты, которые имеют одинаковое строение и функции.
Органы чувств должны располагаться рядом, образуя лицо. Глаза, уши и нос возле рта приносят большую пользу в поисках пищи. Выгодно иметь все эти органы ближе к мозгу - чем быстрее распространяется нервный импульс, тем быстрее реагирует животное на пищу и опасность. А сам мозг, оценивающий данные, передаваемые органами чувств, работает как маленький сложный компьютер. Подобное сплетение нервных клеток и волокон - целесообразная форма мозга живых организмов.
Если живые существа достигнут умственного уровня человека, то будут и внешне обладать гуманоидными чертами. Например, удобно иметь пальцы на концах рук. Для защиты от повреждений мозг должен быть расположен дальше от земли, где вероятны удары при движении.
Условия жизни на планетах разнообразны, и трудно надеяться найти существо, которое было бы копией земного вида. Никто не рассчитывает встретить на Марсе слона или жирафа. Но жизнь в других мирах может отличаться от земной не так сильно. Например, осьминог, утконос, носорог, страус и змея показались бы нам не менее странными и невероятными, чем предполагаемые обитатели Марса. Они могут не походить ни на одно земное существо, но их сразу можно будет признать за животных. Ведь главный признак животного - это двусторонняя симметрия.
« Последнее редактирование: 22 Ноября 2011, 05:16:42 от Сапфо » Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #12 : 28 Июня 2011, 20:50:40 »

АСИММЕТРИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Асимметрическими бывают не только конические растения, но и двусторонне-симметричные животные. Чаще всего асимметрия связана с появлением спиральности. Конечно, если спираль компенсируется противоположной спиралью с другой стороны, симметрия сохраняется. Это относится к клыкам слонов и рогам баранов, козлов и антилоп. Кости грудной клетки и конечностей имеют спиральный изгиб, но левые имеют зеркальных правых двойников. Усики насекомых образуют пару спиралей. Крылья птиц, летучих мышей и насекомых по разные стороны тела имеют спиральность разного знака.
Асимметрия появляется, когда в организме имеется непарная спираль. Например, бактерии имеют спиральный жгутик. Но самый известный пример - раковины моллюсков. Не все спиральные раковины асимметрические. Плоскую раковину наутилуса можно рассечь на симметричные половины, как спиральную туманность. Но существуют и раковины, образующие левую или правую спираль. Одни виды моллюсков закручивают раковину влево, другие вправо. Но в каждом виде встречаются уроды, имеющие обратную спиральность. (Об этом можно прочитать в романе Жюля Верна "80000 верст под водой", где имеется в виду пройденный путь, а не глубина погружения)
В некоторых районах встречаются кварцевые спирали, известные под названием "штопоры". Одни считали, что это останки вымерших растений, а другие принимали их за стенки бобровых нор. Бобровая теория победила, когда в этих штопорах были обнаружены останки грызунов.
Пример полета по спирали демонстрируют летучие мыши, которые гнездятся в известняковых пещерах. Эта договоренность является общественно полезной - без нее вылет из пещеры был бы неприятен, как поездка на работу в час пик. Возможно, тут играет роль сила Кориолиса - то есть летучие мыши в северном полушарии вылетают из пещер по одной спирали, а в южном по другой.
Обращаясь к неспиральной асимметрии, вспомним большую левую клешню краба. За эту клешню и ее характерные движения краба называют скрипачом. Примером асимметрических птиц является клест - у этой птицы части клюва пересекаются, как лезвия ножниц. У европейского вида верхняя часть сдвинута вправо, у американского - влево. Этим клювом птицы лущат шишки, как домохозяйки снимают ключом крышки консервных банок.
Самки всех птиц отличаются асимметрическими яйцекладами. У молодых птиц оба яйцеклада имеют одинаковую величину, но у взрослых функционирует только левый яйцеклад, который в сезон кладки яиц расширяется.
Среди рыб примером асимметрии служит семейство плоских рыб. Молодые особи имеют по глазу с каждой стороны тела, но потом один глаз перемещается, пока оба не окажутся по одну сторону головы. Рыба опускается на дно и лежит на безглазой стороне, наблюдая за тем, что творится над ней. Слепая сторона тела имитирует цвет воды, а верхняя - морское дно. Камбала также обладает способностью менять окраску, приспосабливаясь к окружению, и имеет возможность спрятаться от врагов. (Ну, чем не хамелеон?) Кроме камбалы, в это семейство входят палтус и морской язык. И среди особей каждого вида встречаются случайные выскочки, являющиеся зеркальным отражением своих собратьев.
Клыки-бивни у слона и моржа - это разросшиеся зубы. Они редко бывают одинакового размера. Если один клык больше другого, животные чаще пользуются им.
Но наиболее ярким представителем животных с неравномерным развитием клыков является морской единорог - небольшое китообразное, встречающееся в северных морях. Самец и самка имеют по 2 клыка. У самки оба клыка небольшие. У самца один клык небольшой, но зато другой клык (иногда левый, иногда правый) вырастает в половину длины - само животное имеет 3,5 метра от головы до хвоста, а зуб, похожий на копье, вырастает до 2-2,5 метров. Это самый длинный зуб в мире.
И независимо от того, с какой стороны вырастает этот бивень, он всегда закручен в левую спираль. В редких случаях оба зуба вырастают в бивни. Казалось бы, следует ожидать, что, подобно рогам баранов и козлов, один бивень будет закручен влево, а другой вправо - но оба имеют одинаковую спиральность. Нетрудно догадаться, что единорог, когда плавает, совершает винтообразные движения вправо. Инерция удерживает бивень на месте и в процессе роста заставляет его медленно закручиваться. (Не исключено, что и тут имеет место сила Кориолиса. Если бы единорог жил в южных морях, то совершал бы движения влево - тогда бивень бы закручивался в правую спираль)
Для какой цели служит этот бивень - неизвестно. Возможно, единорог использует его для поражения врагов или для пробивания во льду дыхательных отверстий. Самцы часто скрещивают бивни, как фехтовальщики шпаги, поэтому можно считать, что этот бивень - атрибут брачного ритуала.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #13 : 28 Июня 2011, 21:03:07 »

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО

Человеческая фигура имеет безупречную двустороннюю симметрию. Несомненно, что созерцание хорошо сложенного тела доставляет большое эстетическое удовольствие, так как оно зеркально симметричное. Конечно, у каждого человека могут быть небольшие индивидуальные отклонения от симметрии: одно плечо выше, слегка искривленный позвоночник, шрам или родинка на одной стороне тела и так далее; но такие отклонения в основном встречаются с обеих сторон одинаково часто.
Двусторонняя симметрия сохраняется и во внутреннем строении тела, особенно мышц и скелета, но во многих случаях нарушается асимметрическим расположением некоторых органов. Например, сердце, желудок и селезенка находятся слева, а печень и аппендикс - справа. Изгибы и петли кишечника тоже асимметрические. В пуповине тройная спираль, образованная 2 венами и 1 артерией, неизменно закручивается против часовой стрелки.
Обычные двойняшки, развившиеся из 2 клеток, иногда имеют асимметрические черты, которые у одного являются зеркальным отражением другого. А близнецы, развившиеся из 1 клетки, которая потом делится - почти точное зеркальное отражение друг друга. Чаще всего один из них левша. Если у одного волосы закручены по часовой стрелке, то у другого - против. Неодинаковые уши, зубы, отпечатки пальцев и так далее появляются у близнецов в зеркально симметричных формах. Стоит вспомнить, что у Льюиса Кэрролла пара близнецов Тиллиди и Тиллида, (переводить эти звукоподражательные имена открытым текстом, как Облади и Облада, значит нарушить авторские права - Пол Мак-Картни еще живой) по замыслу писателя, являются зеркальным отражением друг друга. Когда братья здороваются с Алисой, один пожимает ей левую руку, а другой - правую. Даже художник нарисовал их, как зеркальное отражение.
Поведение и обычаи людей характеризуются многими асимметрическими действиями, самое известное из которых - преобладающее использование правой руки. Действия левой руки контролируются правым полушарием мозга, а правой - левым. Когда-то считали, что у новорожденных детей нет никакой наследственной предрасположенности к преобладающему использованию какой-либо руки, и это зависит только от того, как родители воспитывают детей. Этот взгляд выражен Платоном: "Мы пользуемся своими руками, как калеки, и искалечила нас глупость матерей и нянек; равновесие, которого придерживается природа, создавая наши конечности, мы разрушаем плохой привычкой. Преимущество, отданное одной руке, немало проявляется, например, в игре на лире, где одна рука держит инструмент, а другая щипает струны. Но в атлетическом соревновании человеку очень важно уметь пользоваться обеими руками с одинаковым мастерством. Поэтому надо приучать детей равномерно пользоваться обеими руками".
Теперь все знают, что Платон ошибался. Как правильно указывал Аристотель, (кстати, тоже левша) руки от природы не равны. У большинства людей преобладающее использование правой руки прослеживается на протяжении всего развития человеческого рода.
Использование самих слов левый и правый четко демонстрирует правый уклон. Слово правый значит верный, ловкий, умелый, прямой, честный, правильный, справедливый; а слово левый значит покинутый, злой, разрушительный, неловкий, нечестный, утомленный, испорченный, дефектный, ложный.
Никто не знает, отчего люди имеют врожденное преимущество правой руки. Некоторые указывают, что, борясь с врагом, первобытные люди держали щит в левой руке, чтобы защитить сердце. Выдвигаются и другие теории для объяснения преобладающего использования правой руки, но эта тайна еще и до сих пор не получила удовлетворительного объяснения.
Какой процент людей составляем мы, ярко выраженные левши? Этот вопрос кажется простым, но на самом деле он непонятный и почти бессмысленный. Во-первых, в разное время и в разных местах мы распространены неодинаково. А во-вторых, трудно точно определить, что такое левша. Большинство людей преимущественно используют правую руку, но остальные могут быть и левшами, и амбидекстрами. Часто встречаются люди, которые правой только пишут, а все остальные действия выполняют все-таки левой. Наконец, трудно выявить человека, который предрасположен пользоваться левой рукой, но приучен работать правой.
Так что не удивительно, что среди специалистов существуют расхождения по вопросу о том, сколько же все-таки нас в мире. Оценки колеблются от 1 до 30%. Но по оценке большинства авторитетов, нас рождается приблизительно 25%, (вспомните квадратное уравнение A^2+2*A*B+B^2 и используйте его в фенотипе. И не забывайте, что A - доминантный признак (преимущество правой руки), B - рецессивный (преимущество левой руки). Тогда 1 гомозигота A^2 и 2 гетерозиготы A*B правые, а 1 гомозигота B^2 левая, что и составляет 25%) однако под влиянием злополучного окружающего правого мира наша численность сокращается до значительно меньшей цифры.
Но уже есть все основания считать, что наше количество постепенно увеличивается. Причина здесь не в том, что нас рождается больше, а в том, что (вряд ли здесь обошлось без Битломании!) наши родители стали терпимее к склонности детей преимущественно использовать левую руку. Психологи утверждают: если ребенка-левшу переучить на правую руку, это может привести к разнообразным нервным расстройствам - например, к заиканию.
Нас иногда называют левоногими, так как мы футболим левой ногой - однако во всем остальном мы правоногие. Мы часто используем правую ногу из-за преимущества левой руки. Если, садясь на лошадь, мы ставим в стремя правую ногу, то левая рука оказывается более нагруженной. Если мы держим конец лопаты левой рукой, используя максимальный рычаг, то загнать лопату в землю нам удобнее правой ногой. Мы всегда садимся на велосипед с правой стороны. И вообще, при любой работе, которая требует усилия одной ноги, мы чаще всего используем правую ногу.
Левым глазом мы видим лучше, чем правым. Это легко проверить. Нужно сосредоточить взгляд на отдаленном предмете, а потом поднять палец, пока он не накроет изображение предмета. Поскольку при этом мы увидим 2 изображения пальца, то предмет накроется изображением, созданным в ведущем глазу. Закрыв один глаз, а потом другой, мы выбираем изображение. Большинство людей смотрят в микроскоп и телескоп ведущим глазом.
Для определения ведущего глаза ребенка используются разнообразные сложные приборы, но не менее эффективный прибор можно сделать и самим. Свернем лист в виде трубки. Попросим ребенка посмотреть на нас в эту трубку. Глаз, который мы увидим с другого конца трубки, и является ведущим.
Психологи подтверждают на основе конкретных данных, что мы лучше слышим левым ухом и чаще пережевываем пищу зубами левой половины рта. Также известно, что при переносе груза мы чаще всего пользуемся правым плечом. Аплодировать, скрещивать руки на груди и закидывать ногу на ногу можно зеркально симметричными способами. У каждого есть привычный способ выполнения этих движений, и он тесно связан с тем, левша человек или нет. (Что касается Джона Леннона, то играл он на правой гитаре (и даже учил на ней Ринго), но руки складывал, как левша. Вполне возможно, что и он был амбидекстром) Попробуем выполнить их по-разному - и сразу выясним, что нам удобнее.


« Последнее редактирование: 18 Июля 2013, 13:20:27 от Сапфо » Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #14 : 28 Июня 2011, 21:16:53 »

МЫ ЛЕВШИ - И ЭТИМ ВСЁ СКАЗАНО!

Если вы сами не принадлежите к нашему меньшинству, то, вполне вероятно, не понимаете, как иногда нам неудобно жить и работать в злополучном праворуком мире. Правда, для большинства видов спорта, где используется асимметрическое снаряжение, мы можем купить специальные леворукие вещи - спиннинги, бейсбольные рукавицы, клюшки для гольфа и так далее. Некоторые банки выпускают чековые книжки, специально рассчитанные на заполнение левой рукой. Мы можем приобрести зубоврачебное оборудование, сделанное так, что дантист может работать слева от пациента. Всё это хорошо, однако нам приходится терпеть многочисленные неудобства. Если мы завтракаем за прилавком буфета, наша левая рука постоянно сталкивается с правой рукой соседа. (Режиссер Таганки Юрий Любимов утверждает, что испытывал такие же сложности, когда служил в армии) Ножницы, точилки для карандашей, консервные ножи, салатные вилки и десятки других часто используемых предметов приспособлены для правой руки, а нам очень неудобно пользоваться ими.
Многие мелочи постоянно раздражают нас в правом мире. Войдем в метро - щель монетоприемника в пропускном автомате расположена справа. Хотим позвонить из автомата - дверь в будку неудобно открывать левой рукой, а трубка висит слева, чтобы освободить правую руку для сложных движений, таких, как доставание и опускание в прорезь монеты, набор номера телефона, произведение записей и так далее. Осознавали ли вы когда-нибудь, если вы не левша, что все ручные часы правые? Наденьте свои часы на правую руку, как Пол Мак-Картни, (кстати, среди Битломанов такая привычка очень распространена, независимо от того, левша Битломан или нет. Но обратная ситуация тоже не редкость - например, такие известные левши, как Билл Клинтон и Ринго Старр, носят часы на левой руке) и попробуйте завести, тогда поймете, как неудобна для левши заводная головка, помещенная справа. Все пособия для обучения какому-либо ручному труду неизменно рассчитаны на праворуких людей. Например, если мы хотим научиться играть на гитаре, шить или вязать, мы должны переводить соответствующие пособия на свой язык.
Как эти неудобства сказываются на формировании личности - это уже другой вопрос, и здесь среди специалистов нет согласия. В те времена, когда было модно объяснять заикание скрытой левизной, разные невротические состояния объясняли той же причиной. Выдающийся пример этого - чудесная книжка Флоренс Бейкер-Леннон (а она, случайно, Джону Леннону не родня?) "Биография Льюиса Кэрролла". Хотя нет никаких документальных подтверждений того, что праворукий Кэрролл родился левшой, госпожа Леннон приходит именно к такому выводу, основываясь на том, что Кэрролл всю жизнь заикался, а его абсурдный юмор строился в основном на логической инверсии. "Если жизнь перевернула Кэрролла", - пишет она, - "то он взял реванш, поскольку сам делал всё наизнанку. Левша всю жизнь должен как будто держать перед собой зеркало, а это приводит или к капризности и упрямству, или к разнообразным вывертам и чудачествам, которые стали преобладать в характере Кэрролла".
Для многих занятий быть левшой - небольшое, но несомненное преимущество; среди людей соответствующих профессий нас можно встретить больший процент. Все знают много спортивных примеров такого рода. Например, общеизвестно, что левша-бейсболист, фехтовальщик или теннисист - очень опасный соперник. (Кстати, английское название левши - south paw (южная лапа), отсюда и мой псевдоним Сапфо - спортивного происхождения. Бейсбольные площадки строят так, чтобы вратарь смотрел на запад - тогда солнце не так мешает, и левая рука оказывается на юге)
В некоторых профессиях это не является недостатком, и там нас можно встретить гораздо чаще обычного - о спортсменах мы уже говорили. Причина здесь очень простая. Нам неудобно писать и рисовать. (Рисовать как раз очень удобно. Там направление не учитывается. Например, такие картины, как "Девушка, читающая письмо" Вермеера, "Трубачи конной армии" Грекова, "Боярыня Морозова" Сурикова и даже "Троица" Рублева, существуют также и в зеркальном варианте. А гравюры вообще зеркальные - это просто отпечаток объемного клише) Рука загораживает написанные буквы, и их трудно не размазать, особенно если мы пишем чернилами. Даже китайцы и японцы, которые пишут вертикально, располагают на странице столбики слева направо. Так что у нас развивается антипатия к письму и рисованию. Мы больше любим компьютеры, музыку или спорт, где эта наша привычка не будет недостатком, а может оказаться даже достоинством. Однако получить статистические данные о нашем распространении среди представителей разных профессий довольно трудно. Какая часть художников и архитекторов левши? А сколько среди нас музыкантов? (Но давно уже ни для кого не секрет, что половина Битлов - левши, а это намного больше, чем среди всего населения. Что это - случайное совпадение или запланированное действие, которое еще больше способстовало успеху группы?) Например, скрипач держит смычок в правой руке, но левой приходится выполнять гораздо более сложную работу. (Разумеется, скрипач-левша чаще всего (но далеко не всегда!) делает наоборот. Если не верите - посмотрите, как в фильме "Волшебное таинственное путешествие" Пол Мак-Картни и Ринго Старр играют на виолончели)



В обществе преимущество правого находит свое отражение во многих общепринятых условностях и обычаях: рукопожатие, военное приветствие, присяга при вступлении в должность и так далее. Конечно, мы должны к этому приспосабливаться. Правило держаться правой стороны на эскалаторах и тротуарах, вращение турникетов против часовой стрелки - все эти традиции являются следствием правосторонности. Движение транспорта по правой стороне дороги является законом почти во всем мире. Британские острова и их колонии - главные исключения, но и этим странам трудно удерживать такое положение. (Кстати, правостороннее движение придумал Наполеон, который тоже был левшой. И этот обычай распространился на все страны, которые он завоевал) Руль импортных автомобилей расположен слева и удобен для езды по правой стороне дороги, а иностранные туристы с непривычки все время попадают в дорожно-транспортные происшествия. Вспомним интересное английское стихотворение, напоминающее о левостороннем движении:

If you go left - you go right,
If you go right - you go wrong
Вы правы, если едете по левой стороне,
И неправы, если едете по правой стороне.

(У Высоцкого есть похожая песня:

Но свою неправую правую
Я не сменю на правую левую!

Вполне возможно, что он и сам был амбидекстром)

Древние письмена иногда читаются слева направо, иногда справа налево. У греков существовала интересная форма письма под названием бустрофедон - ход быка, при которой строки пишутся попеременно то слева направо, то справа налево; читатели пробегают глазами вдоль беспрерывной зигзагообразной линии. В наше время асимметрический обычай читать и писать слева направо повсеместно принят в западном мире. Писать зеркальными буквами трудно, но мы очень легко можем научиться так писать. Великий левша Леонардо да Винчи мог писать подобными буквами не хуже, чем обычными. Все его записные книжки написаны зеркальными словами, чтобы их было сложнее прочитать. (Так же писали Максвелл и Пуанкаре. Биографы Кэрролла отмечают, что он тоже умел писать левой рукой зеркально. Профессор Александр Соловьев пишет: "Так я без всяких усилий научился писать левой рукой, но только зеркальным письмом, которое, не зная правил, никто не прочитает. Академик Павлов тоже был левшой, но писал он обеими руками. Однако я не знаю, владел ли он зеркальным письмом". Даже в книге Алексея Багирова "Битлз - любовь моя" написано, что "Пол Мак-Картни родился левшой. Он умеет писать левой рукой не только слева направо, но и наоборот. Даже педали велосипеда он крутит в обратную сторону")

Вот пример бустрофедона:

IN MY LIFE
(yentraCcM .P ,nonneL .J)
There are places I remember
degnahc evah emos hguoht efil ym llA
Some forever not for better
deniamer emos tub enog dah emoS
All these places have their moments
llacer nac llits I sdneirf dna srevol htiW
Some are dead and some are living
lla meht devol I efil ym nI
But of all these friends and lovers
uoy htiw derapmoc eno on si erehT
And these memories lose their meaning
wen gnihtemos sa evol fo kniht I nehW
Though I know I'll never lose affection
erofeb tnew taht sgniht dna elpoep fO
I know I'll often stop and think about them
erom uoy evol ll'I efil ym nI



(Песня In My Life принадлежит Джону Леннону, но поют оба)


(очередная вставка из Перельмана)
Нетождественность зеркального отражения с оригиналом выступает в следующем опыте. Поставьте на стол зеркало и попробуйте нарисовать какую-нибудь фигуру. Но не смотрите на свою руку, а следите лишь за движениями руки, отраженной в зеркале. Вы убедитесь, что эта легкая задача почти не выполнима. Наши зрительные и двигательные ощущения успели прийти в соответствие. А зеркало представляет движения руки в искаженном виде. Привычки будут протестовать против вашего движения - вы хотите провести линию вперед, а рука тянет назад, и наоборот.
Отпечатки на промокательной бумаге (вспомните Гюго) - тоже зеркальные отражения. Попробуйте их прочесть. Вам не разобрать ни слова - последовательность штрихов в них не та, к какой вы привыкли. Но приставьте к бумаге зеркало, и вы увидите в нем буквы, как вы привыкли их видеть. Зеркало дает отражение того, что само является отражением обычного письма.
Покрой одежды во всех странах отражает двустороннюю симметрию человеческого тела, но обычаи диктуют и некоторые отклонения от такой симметрии, обусловленные более частыми движениями правой руки. Например, на мужском пиджаке петлица прорезается на левом лацкане, чтобы было удобнее вставить в нее цветок правой рукой. Можно считать, что именно поэтому женщины носят брошки слева. Кольца обычно надевают на левую руку, (кстати, у Риччи Старки много колец (rings), а линзы его солнцезащитных очков имеют форму звезды (star) - отсюда и происходит его псевдоним Ринго Старр. Но самый большой перстень у него всегда на правой руке, как в фильме "Помогите" - и это еще раз подтверждает, что Пол Мак-Картни не единственный левша в группе) чтобы они не мешали при рукопожатии и домашней работе. Маленький карман для денег нашивается на правый карман пиджака, чтобы было легче достать его правой рукой.





Интересным правилам подчинены застежки. У мужских пиджаков пуговицы расположены справа, а петли слева, у женских костюмов - наоборот. Иногда шьются двубортные плащи с пуговицами и петлями с обеих сторон, и их могут носить как мужчины, так и женщины.
« Последнее редактирование: 13 Декабря 2013, 13:09:48 от Сапфо » Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Форум для левшей и про левшей
   

 Записан
Страниц: [1] 2 3 4 Следующая »
  Печать  
 
Перейти в:  

2: include(../counters.php): failed to open stream: No such file or directory
Файл: /home/l/levsha/levshei.net/public_html/forumsmf/Themes/default/languages/Aeva.russian-utf8.php (main_below sub template - eval?)
Строка: 498