Сапфо
САПФО
Ветеран
Сообщений: 3401
Paul Is Live!!!
|
|
« Ответ #36 : 21 Января 2011, 00:30:48 » |
|
А у нас была плохая учительница по истории, но по литературе в последние 2 года - просто тихий ужас!.. Вот что она мне задавала:
биография и творчество Мусоргского - хотя про того же Чайковского или Римского-Корсакова гораздо больше материала; Некрасов и музыка - хотя Пушкин или Толстой связан с музыкой гораздо больше.
Кроме того, она утверждала, что ф.м. лучше Толстого и Чехова, а Блок - Есенина и Маяковского, вместе взятых (хотя я считаю, что ф.м. - это не писатель, а сильнодействующее снотворное). А Высоцкого она вообще не любит. Поэтому мне пришлось делать реферат на тему "Забытые имена в современной русской литературе". Но... через 20 лет мне стало ясно, что мир тесен - избегая одних поэтов, я "кормила" ее другими, которых Рязанов тоже любит. Ведь вот что он говорит в своей передаче "Встречи с Высоцким" (это предисловие в 88 явно было урезано, но в 08 его вернули обратно - вырезанная часть помечена красным):
"Как вы знаете, в нашей стране в 20 веке рождалась великая, грандиозная, гигантская, действительно замечательная поэзия. Мы владеем таким богатством. Я не знаю, как в других странах, мне трудно говорить, но я считаю, что русская поэзия 20 века - великая поэзия. В начале века стоит могучий человек, прекрасный поэт Блок. Он умер очень рано, запомним это. Вообще наши поэты, как правило, долго не живут, и у многих судьба складывалась трагически. Я сейчас скажу об этом, так как молчать об этом нехорошо. Гумилев, которого подозревали в заговоре против Советской власти, был расстрелян и 65 лет ждал встречи со своими читателями. Судьба Есенина трагическая, закончившаяся самоубийством, и после этого на нем долго висело проклятье, что это сомнительный человек. Я был студентом и читал стихи Есенина в рукописи. Они ходили в списках, так как Есенин тогда не издавался. А сейчас это наша национальная гордость, великий поэт. Если мы вспомним Маяковского, его судьба тоже была нелегкой. После трагического выстрела, который оборвал его жизнь, Маяковский был предан забвению, его стихи не печатались, не издавались. И только после письма Брик Сталину с просьбой о том, что надо вернуть поэта народу, после того, как Сталин наложил на этом письме резолюцию, что Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей эпохи, - Маяковского вернули в школьные программы, стали издавать. И, как всегда у нас, случились перехлесты - его стали насильно впихивать, насаждать. Ничто так не вредит искусству, как то, когда его насаждают. Пастернак в своих воспоминаниях написал, что "Маяковского стали насаждать, как картошку при Екатерине, и он умер второй раз, но в этой смерти он не был повинен". Я не думаю, что здесь Пастернак был прав, эта оценка очень сурова. Маяковский был настолько талантлив, что он выдержал это испытание; хотя, естественно, какие-то люди отшатнулись вследствие того, что было насильственное внедрение поэта. Сам Пастернак прожил 70 лет, довольно долгую жизнь; но его последние годы были омрачены тем, что роман "Доктор Живаго" был награжден Нобелевской премией, а в истории нашей литературы не так уж много Нобелевских лауреатов - я могу вспомнить только Бунина, Шолохова и Пастернака. Его принудили написать письмо с отказом от Нобелевской премии. Сейчас этот роман издается; но последние годы жизни поэта были отравлены горечью, обидой и болью. Если мы вернемся назад, то вспомним судьбу Мандельштама - поэта уникального, интересного и самобытного. Вот стихотворение, которое он написал о Сталине:
Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за 10 шагов не слышны, А где хватит на пол-разговорца - Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются глазища, И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей, Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет - Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, дарит за указом указ - Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз, Что ни казнь у него - то малина И широкая грудь осетина.
Он прочитал это стихотворение нескольким своим друзьям - и кто-то из них донес. Последовали сначала ссылка в Воронеж, а потом арест. И человек погиб; мы даже не знаем, где находится могила этого поэта, где он похоронен. Если мы вспомним судьбу Ахматовой, которая является одной из драгоценностей в ожерелье нашей поэзии, - она тоже прожила большую, длинную жизнь; но очень много лет она была забыта, заклеймена с высокой трибуны ярлыком "полублудница-полумонахиня". И только в последние годы ей были возвращены доброе имя, тиражи книг, всенародная любовь и признание. Нелегкая, трагическая судьба постигла Цветаеву. Она задыхалась в эмиграции, вернулась на Родину; но здесь погиб ее муж. Она не выдержала всех этих испытаний и покончила самоубийством. Наши поэты шли трудной дорогой; но именно поэтому и рождались великие, иногда страшные, но всегда человечные, очень нежные и блистательные стихи. А сейчас я перейду и к Высоцкому. Я понимаю, что некоторые из зрителей не разделят моей точки зрения, но я причисляю Высоцкого тоже к вершинам русской поэзии 20 века. Это совсем другой жанр, но он является новатором и очень своеобразным поэтом. Он был представителем авторской песни. Если мы вспомним историю, то родоначальником авторской песни в России был Вертинский, который сам сочинял стихи и музыку и исполнял их. Потом, много лет спустя, это дело подхватил Галич. Его песни были популярны в свое время, их пели многие люди. Но он покинул страну, и его песни не выдержали испытания, этой разлуки. Потом блистательным представителем авторской песни был Окуджава, который любим всеми нами. Высоцкий сам часто говорил, что считает Булата своим учителем - в том смысле, что он заставил его взять в руки гитару. Он говорил об этом не один раз. Судьба Высоцкого тоже была несладкой... ...У него была трудная жизнь. Подумайте: он мечтал быть поэтом, принятым в Союз писателей - но Союз писателей делал вид, что такого поэта не существует. При жизни было напечатано только одно стихотворение в сборнике "День поэзии" - и то после больших трудов, хлопот, пробиваний, протискиваний, унизительных просьб. У него при жизни не было ни одного афишного концерта. Он много выступал в институтах, на стадионах, в провинции - но это не были афишные концерты. В Москве и Ленинграде не было ни одного афишного концерта "Владимир Высоцкий", чтобы это было расклеено по всему городу. Он этого не дождался, такого не было. За всю его жизнь было выпущено несколько маленьких, со скоростью 45, коротких дисков по 4 песни - так он и не дождался больших альбомов, которые в изобилии выпускает фирма "Мелодия". Ни разу он не был показан по телевидению, как поэт и исполнитель песен. Поэтому его судьба была трудная. Очень тяжело было сносить эти обиды, щелчки, унижения, пощечины, зачастую необъяснимые - его не утвердили на роль, не взяли напечатать, ему было отказано в поездке, не дали выступить в концерте. Я знаю, что многие считают Высоцкого пьяницей, дебоширом, хулиганом. Да, у него случались срывы, но надо подумать, отчего они случались. Многие ли люди смогли бы выдержать такую цепь унижений, страданий, неприятий, которые испытал он? Но он при этом не озлобился, он остался оптимистом, человеком, который любил свой народ. В нем не появилось черной зависти, он остался человеком честным, открытым, прекрасным - и весь свой талант он отдал народу. Я сейчас хочу прочитать вам стихотворение, которое называется "Черный человек". Такие стихи вряд ли мог бы написать человек, у которого всё в порядке:
Мой черный человек в костюме сером!.. Он был министром, домуправом, офицером, Как злобный клоун, он менял личины И бил под дых, внезапно, без причины.
Я суеверен был, искал приметы, Что мол, пройдет, терпи, все ерунда... Я даже прорывался в кабинеты И зарекался: "Больше - никогда!"
Вокруг меня кликуши голосили: "В Париж мотает, словно мы в Тюмень, - Пора такого выгнать из России! Давно пора, - видать, начальству лень".
Судачили про дачу и зарплату: Мол, денег прорва, по ночам кую. Я все отдам - берите без доплаты Трехкомнатную камеру мою.
И мне давали добрые советы, Чуть свысока похлопав по плечу, Мои друзья - известные поэты: Не стоит рифмовать "кричу - торчу".
И лопнула во мне терпенья жила - И я со смертью перешел на "ты", Она давно возле меня кружила, Побаивалась только хрипоты.
Я от суда скрываться не намерен: Коль призовут - отвечу на вопрос. Я до секунд всю жизнь свою измерил И худо-бедно, но тащил свой воз.
Но знаю я, что лживо, а что свято, - Я это понял все-таки давно. Мой путь один, всего один, ребята, - Мне выбора, по счастью, не дано".
|