Страниц: « Предыдущая 1 2 3 [4]
  Печать  
Автор Тема: Шестиструнная гитара  (Прочитано 15783 раз)
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #45 : 28 Декабря 2016, 04:10:33 »

Звукоряд натурального мажора До состоит из звуков: До 1, Ре 2, Ми 3, Фа 4, Соль 5, Ля 6, Си 7, До 1. Формула построения (расстояние между соседними звуками) натурального мажора такова: 2 тона, полутон, 3 тона, полутон. Кроме натурального, существуют еще две разновидности мажора: гармонический (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля бемоль, Си, До) и мелодический (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля бемоль, Си бемоль, До). Сравнивая звукоряды, увидите, что в гармоническом мажоре 6 ступень понижена на пол-тона по сравнению с 6 ступенью натурального. Мелодический мажор отличается от натурального тем, что его 6 и 7 ступени понижены на пол-тона по сравнению с 6 и 7 ступенями натурального. Звукоряд натурального минора, который для удобства сравнения с мажором построен тоже от До, состоит из звуков: До 1, Ре 2, Ми бемоль 3, Фа 4, Соль 5, Ля бемоль 6, Си бемоль 7, До 1. Не забудьте, что при ключе имеются все 3 бемоля. Формула построения натурального минора такова: тон, полутон, 2 тона, полутон, 2 тона. Помимо натурального минора, имеются еще две разновидности: гармонический и мелодический. Гармонический минор (До, Ре, Ми бемоль, Фа, Соль, Ля бемоль, Си, До) отличается от натурального тем, что его 7 ступень повышена на пол-тона по сравнению с той же ступенью натурального. В мелодическом миноре (До, Ре, Ми бемоль, Фа, Соль, Ля, Си, До, Си бемоль, Ля бемоль, Соль, Фа, Ми бемоль, Ре, До) 6 и 7 ступени повышены на пол-тона по сравнению с теми же ступенями натурального. Следует обратить внимание на то, что повышение указанных ступеней применяется при следовании звуков от нижнего к верхнему, а при обратной последовательности (от верхнего к нижнему) повышение отменяется, и мелодический минор становится натуральным. Иногда встречаются музыкальные произведения, в которых и от верхнего к нижнему сохраняется повышение 6 и 7 ступеней. В мажорной и минорной системах ладов 1 ступень (звук, от которого начинается построение звукоряда) является наиболее устойчивой. Эта ступень называется тоникой. Остальные ступени лада неустойчивые. Конкретная высота лада называется тональностью. Например, если мажор построен от Ре, эта нота будет 1 ступенью, или тоникой. Значит, в данном случае тональность будет Ре мажор. А тональность минора, построенного от той же ноты, будет Ре минор.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #46 : 28 Декабря 2016, 04:12:02 »

Предлагаем вашему вниманию песню "Млечный путь впереди" композитора Мещерина на слова Ярослава Смелякова.

Если я заболею, к врачам обращаться не стану,
Обращаюсь к друзьям (не сочтите, что это в бреду):
Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом,
В изголовье поставьте, поставьте ночную звезду.
Я ходил напролом, не слыл я, не слыл недотрогой.
Если ранят меня, в справедливых ранят боях,
Забинтуйте мне голову, забинтуйте горной дорогой
И укройте меня одеялом в осенних цветах.
От морей и от гор всегда так и веет веками.
Как посмотришь на них, так почувствуешь: вечно живем.
Не больничным от вас ухожу я, друзья, коридором,
Ухожу я мерцающим млечным, млечным путем.

Напишите нотными знаками звукоряд натурального мажора, приняв за тонику (1 ступень) Соль. При этом руководствуйтесь формулой построения данного лада. У каждой ноты поставьте цифровое обозначение ступени. Знак альтерации, который понадобится для построения лада в данной тональности, будет ключевым. Поставьте его при ключе и запомните, какой это знак, и на какие звуки он распространяется. Написанное повторите на следующих двух строчках. На второй оставьте цифровое обозначение 6 ступени, а на третьей - 6 и 7. Чтобы лучше усвоить отличительные признаки разновидностей лада в тональности Соль мажор, используйте вторую строчку для образования гармонического мажора, а третью - мелодического. Знаки альтерации напишите у соответствующих нот, поскольку они являются случайными. Проделайте то же самое, приняв за тонику Фа и запомнив, какой ключевой знак будет в этой тональности.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #47 : 28 Декабря 2016, 04:12:56 »

Партия гитары в этой песне начинается с флажолета. Флажолетом называется звук со своеобразной тембровой окраской. Этим словом обозначается и прием, создающий такое звучание. Чтобы извлечь звук флажолета, нужно точно над ладом положить на струну подногтевую часть пальца правой руки. В песне палец нужно положить над 12 ладом. Палец должен не прижимать струну к ладу, а только слегка соприкасаться с ней. Затем надо левой рукой извлечь звук и почти одновременно с этим снять палец правой руки со струны. Следует потренироваться, чтобы звук получился чистым и громким. В 5 такте имеется форшлаг, который обозначается маленькой нотой. Форшлаг находится перед аккордом. На гитаре он извлекается одновременно со звуками аккорда, и тут же после этого приемом легато звук, который соединен лигой с форшлагом. В 17 такте имеется триоль - группа, состоящая из трех нот, звуки которых следует поочередно извлечь с такой скоростью, чтобы эта группа нот оказалась исполненной на одну тактовую долю. Триоль находится на третьей четверти такта.

Ответы. В ключе Фа диез. Натуральный - Соль 1, Ля 2, Си 3, До 4, Ре 5, Ми 6, Фа диез 7, Соль 1. Гармонический - Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми бемоль, Фа диез, Соль. Мелодический - Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми бемоль, Фа бекар, Соль. В ключе Си бемоль. Натуральный - Фа 1, Соль 2, Ля 3, Си бемоль 4, До 5, Ре 6, Ми 7, Фа 1. Гармонический - Фа, Соль, Ля, Си бемоль, До, Ре бемоль, Ми, Фа. Мелодический - Фа, Соль, Ля, Си бемоль, До, Ре бемоль, Ми бемоль, Фа.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #48 : 28 Декабря 2016, 04:13:48 »

Повторяю текст.

D7 Em D7 Em D7

                        Hm               Em
Если я заболею, к врачам обращаться не стану,
     Gm          A7         Em       A7        D7
Обращаюсь к друзьям (не сочтите, что это в бреду):
      Hm        Em F#7                      G
Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом,
       Em       F#m     D7 Em     C7 A7      D7 Em D7 Em D7
В изголовье поставьте, поставьте ночную звезду.
                         Hm                Em
Я ходил напролом, не слыл я, не слыл недотрогой.
      Gm      A7           Em    A7     D7
Если ранят меня, в справедливых ранят боях,
      Hm        Em F#7                      G
Забинтуйте мне голову, забинтуйте горной дорогой
     Em      F#m D7 Em   C7 A7       D7 Em D7 Em D7
И укройте меня одеялом в осенних цветах.
                        Hm             Em
От морей и от гор всегда так и веет веками.
        Gm         A7         Em          A7      D7
Как посмотришь на них, так почувствуешь: вечно живем.
        Hm        Em F#7                   G
Не больничным от вас ухожу я, друзья, коридором,
    Em      F#m D7  Em C7    A7       D7
Ухожу я мерцающим млечным, млечным путем.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #49 : 28 Декабря 2016, 04:17:45 »

09/70.

Законы музыкальной гармонии

Здесь было показано строение натурального мажора До, то есть тональности До мажор. Если построить мажор от другого звука, то для получения нужных соотношений между соседними ступенями лада придется использовать знаки альтерации, которые пишутся не у отдельных нот, а у ключа. Ключевые знаки всегда однородны - только диезы или бемоли. В зависимости от этих знаков, тональности подразделяются на диезные и бемольные. Когда тональности, одна из которых мажорная, а другая минорная, имеют тождественные тоники, они называются одноименными, например, До мажор и До минор. Тональности, имеющие одинаковое количество ключевых знаков (или совсем не имеющие), называются параллельными. Они отстоят друг от друга на малую терцию (три полутона), мажорная от минорной вверх, а минорная от мажорной вниз. Поэтому для определения минорной тональности, параллельной, например, До мажорной, достаточно определить, какой звук отстоит от До на малую терцию вниз. Искомой тональностью будет Ля минор. Для тональности До минор параллельной будет Ми бемоль мажорная, так как он звука До на 3 полутона вверх отстоит Ми бемоль. Умение определять параллельную тональность необходимо при рассмотрении различных последовательностей аккордов.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #50 : 28 Декабря 2016, 04:19:17 »

До # мажор
Фа # мажор
Си мажор
Ми мажор
Ля мажор
Ре мажор
Соль мажор
До мажор
Фа мажор
Си b мажор
Ми b мажор
Ля b мажор
Ре b мажор
Соль b мажор
До b мажор
Ля # минор
Ре # минор
Соль # минор
До # минор
Фа # минор
Си минор
Ми минор
Ля минор
Ре минор
Соль минор
До минор
Фа минор
Си b минор
Ми b минор
Ля b минор
7 #
6 #
5 #
4 #
3 #
2 #
1 #
Нет
1 b
2 b
3 b
4 b
5 b
6 b
7 b

Квинтовым кругом называется схема, в которой все тональности одного лада (мажорного или минорного) расположены по чистым квинтам, начиная от тональности, в которой отсутствуют ключевые знаки. Расположение диезных возникает по квинтам вверх, а бемольных - вниз. На общем квинтовом круге для мажорных и минорных тональностей сразу можно видеть, какие являются параллельными. Число ключевых знаков не бывает больше семи. Обычно для упрощения чтения нот тональности с семью знаками заменяются энгармонически равными с меньшим количеством ключевых знаков. Поэтому диезная и бемольная линии оказались незамкнутыми. Энгармонически равные тональности - это До диез и Ре бемоль мажор, Си бемоль и Ля диез минор и так далее. Каждый исполнитель должен уметь определять тональность музыкального произведения. Это поможет понимать содержание и строение  музыкальных произведений, читать и записывать их. Отсутствие или наличие ключевых знаков являются признаком мажорной или параллельной минорной тональности. Если у ключа нет знаков альтерации, тональность будет До мажор или Ля минор. Если у ключа имеются Фа диез, До диез, Соль диез и Ре диез - это может быть Ми мажор или До диез минор. Определив две возможные параллельные тональности, нужно посмотреть на последнюю ноту мелодии. Чаще всего музыкальное произведение заканчивается тоническим трезвучием, имеющим основной вид (тоника в басу). Если мелодия закончилась нотой Ми, тональность будет Ми мажор, а если До диез, тональность музыкального произведения будет параллельная - До диез минор. Рекомендуем тренировать слуховое восприятие, чтобы научиться на слух отличать мажорный лад от минорного, что достигается в результате прослушивания музыкальных произведений. Этому навыку также могут способствовать последовательности аккордов в мажоре и миноре. Для практического ознакомления с мажорными и минорными тональностями, а также параллельными, приводим один из вариантов последовательности аккордов в различных тональностях. Такая последовательность аккордов встречается очень часто.

2/4; C - До, Соль, До-Ми, Соль; F - Фа, Ля, До-Фа, Ля; C - Соль, Соль-До-Ми, G7 - Соль, Соль-Си-Фа; C - До, Соль-До-Ми, До.

EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE
    2    0    01       0
EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE
     1   2    11       2
EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE
     3 010         3 100
EHGDAE EHGDAE EHGDAE
    3  010       3


2/4; Am - Ля, Ля, До-Ми, Ля; Dm - Ре, Ля, Ре-Фа, Ля; Am - Ми, Ля-До-Ми, E7 - Ми, Соль диез-Ре-Ми; Am - Ля, Ля-До-Ми, Ля.

EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE
    0    2    01       2
EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE
   0     2    13       2
EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE
   2   012         0 031
EHGDAE EHGDAE EHGDAE
    0  012        0


2/4; G - Соль, Си-Ре-Соль; C - До, До-Ми-Соль; D7 - Ре, Ля-До-Фа диез; G - Соль, Си-Ре-Соль.

EHGDAE EHGDAE
     3 334
EHGDAE EHGDAE
    3  355
EHGDAE EHGDAE
   0   212
EHGDAE EHGDAE
     3 334


2/4; Em - Ми, Соль-Си-Ми; Am - Ля, Ля-До-Ми; H7 - Си, Фа-Ля-Ре диез; Em - Ми, Соль-Си-Ми.

EHGDAE EHGDAE
     0 000
EHGDAE EHGDAE
    0  012
EHGDAE EHGDAE
    2   424
EHGDAE EHGDAE
     0 000


В этих примерах аккорды изложены с учетом удобства их исполнения на гитаре. Учитывая пожелания читателей, помимо нотной записи аккордов, даны их буквенно-цифровые обозначения и приложены схемы размещения пальцев на ладах грифа гитары. Разбирая тональности, мы пользуемся слоговой системой обозначения - До мажор, Ля минор и так далее. Помимо слоговой, существует и буквенная система обозначения тональностей. До мажор обозначается C dur, а Ля минор - A moll. Более полные сведения об этом имеются в музыкальных словарях. Для аккомпанемента на шестиструнной гитаре наиболее удобны тональности: мажорные - До, Ре, Ми, Соль, Ля, минорные - Ре, Ми, Ля, Си. Для сольного исполнения мелодии на одной гитаре наиболее часто в музыкальных произведениях используются мажорные и минорные тональности Ре, Ми, Ля. При исполнении партии гитары в эстрадных оркестрах или ансамблях, где звуки аккордов в основном извлекаются на прижатых к ладам грифа струнах, все употребляемые в музыкальных произведениях тональности становятся одинаково удобными.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #51 : 28 Декабря 2016, 04:20:33 »

В каких тональностях нет ключевых знаков? В какой мажорной тональности один диез, и на какую ноту распространяется его действие? В какой мажорной тональности один бемоль, и на какую ноту распространяется его действие? Какая тональность параллельна Фа мажору, и какой знак в этой тональности? Сколько знаков в Ля мажоре, и какие? В какой мажорной тональности четыре диеза? Определите, в каких тональностях даны последовательности аккордов в каждом примере, и какие из них параллельные.

Ответы. До мажор и Ля минор. В Соль мажоре Фа диез. В Фа мажоре Си бемоль. В Ре миноре такой же знак. Фа, До и Соль диезы. Ми мажор. До мажор и Ля минор, Соль мажор и Ми минор параллельны.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #52 : 28 Декабря 2016, 04:21:28 »

11/70.

Законы музыкальной гармонии

Мелодия состоит из последовательности различных звуков (ступеней ладовой системы). Из этого следует, что строение аккордов тоже основывается на ладовых системах. Посмотрим, какие аккорды могут возникнуть на различных ступенях мажора и минора, а, значит, встретиться в музыкальных произведениях, основанных на этих ладах. Сначала ознакомимся с построением трезвучий в До мажоре. В этой тональности, как известно, ключевые знаки отсутствуют.

1 пример. 1 - До, Ми, Соль. 2 - Ре, Фа, Ля. 3 - Ми, Соль, Си. 4 - Фа, Ля, До. 5 - Соль, Си, Ре. 6 - Ля, До, Ми. 7 - Си, Ре, Фа.

Трезвучия, построенные на 1, 4 и 5 ступенях, получились мажорными, на 2, 3 и 6 минорными, а на 7 - уменьшенное. Рассмотрим трезвучия в гармоническом До миноре для удобства сопоставления. В этой тональности имеется три бемоля: Си, Ми и Ля. Напомним, что гармонический минор отличается от натурального тем, что 7 ступень повышена на пол-тона. В связи с этим, у ноты Си необходимо поставить случайный знак бекар.

2 пример. 1 - До, Ми бемоль, Соль. 2 - Ре, Фа, Ля бемоль. 3 - Ми бемоль, Соль, Си. 4 - Фа, Ля бемоль, До. 5 - Соль, Си, Ре. 6 - Ля бемоль, До, Ми бемоль. 7 - Си, Ре, Фа.

Из этого примера видно, что на 1 и 4 ступенях получились минорные трезвучия, на 2 и 7 уменьшенные, на 3 - увеличенное, на 5 и 6 - мажорные. Сопоставив аккорды тождественных ступеней, легко заметить различие между аккордами мажора и минора. Аналогично можно выяснить, на каких ступенях может появиться каждый из существующих септаккордов. Сначала разберем значение 1, 4 и 5 ступеней, значение трезвучий, построенных на них, и малого мажорного септаккорда, который построен на 5 ступени ладов мажорно-минорной системы. Взаимоотношения аккордов лада называются функциями. Рассмотрим построение малого мажорного септаккорда на 5 ступени мажора и гармонического минора.

Пример 3-4. Соль, Си, Ре, Фа.
Пример 5-6. Соль, Си бекар, Ре, Фа.

1, 4 и 5 ступени лада называются основными, все прочие - дополнительными. Помимо цифрового обозначения, каждая ступень имеет название: 1 - тоника, 4 - субдоминанта, 5 - доминанта. Тоническое, субдоминантовое и доминантовое трезвучие, а также малый мажорный септаккорд, который называется доминантсептаккордом, так как он строится на 5 ступени-доминанте, имеют важное значение в мажорно-минорной системе ладов и поэтому называются основными аккордами. Все остальные трезвучия и септаккорды называются дополнительными. Тонический аккорд является центральным созвучием, опорой лада, подчиняющей себе все остальные.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #53 : 28 Декабря 2016, 04:22:40 »

Пример 7. 2/4; G7 - Соль, Соль-Си-Фа, Си, Соль-Си-Фа; C - До, Соль-До-Ми, Ми, Соль-До-Ми; G7 - Ре, Соль-Си-Фа, Соль, Соль-Си-Фа; C - До, Соль-До-Ми, До.

EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE
     3 100        2  100
EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE
    3  010       2   010
EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE
   0   100         3 100
EHGDAE EHGDAE EHGDAE
    3  010        3


Пример 8. 2/4; Cm - До, Соль-До-Ми бемоль, Соль, Соль-До-Ми бемоль; G7 - Ре, Соль-Си-Фа, Соль, Соль-Си-Фа; Cm - До, Соль-До-Ми бемоль, До.

EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE
    3   455        3  455
EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE
   0   100         3 100
EHGDAE EHGDAE EHGDAE
    3   455        3


Пример 9. 2/4; F - Фа, Ля-До-Фа, Ля, Ля-До-Фа; C - Соль, Соль-До-Ми, Ми, Соль-До-Ми; G7 - Ре, Соль-Си-Фа, Соль, Соль-Си-Фа; C - До, Соль-До-Ми, Ми-Соль-До.

EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE
     1 112        0 112
EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE
     3 010       2   010
EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE
   0   100         3 100
EHGDAE EHGDAE EHGDAE
    3  010    889


Пример 10. 2/4; Fm - Фа, Ля бемоль-До-Фа, Ля бемоль, Ля бемоль-До-Фа; Cm - Соль, Соль-До-Ми бемоль, Ми бемоль, Соль-До-Ми бемоль; G7 - Ре, Соль-Си бекар-Фа, Соль, Соль-Си бекар-Фа; Cm - До, Соль-До-Ми бемоль, Ми бемоль-Соль-До.

EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE
     1 111        0 111
EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE
     3  455       6   455
EHGDAE EHGDAE EHGDAE EHGDAE
   0   100         3 100
EHGDAE EHGDAE EHGDAE
    3   455   888


Исполним на гитаре последовательности главных аккордов. В приведенных чередованиях легко улавливается на слух определенная закономерность, Она дает основание предположить, что, используя в различных сочетаниях только аккорды тоники, субдоминанты и доминанты, можно создать аккомпанемент ко многим мелодиям, написанным в мажоре и миноре. Чтобы можно было сразу определить на основании примеров, где находится тоническое, субдоминантовое трезвучие и доминантсептаккорд, мы сохраняем До мажорную и До минорную тональности. По просьбе читателей, желающих изучить буквенно-цифровую систему обозначения аккордов, к нотной записи, помимо приложенных схем распределения пальцев на ладах грифа, показаны также буквенно-цифровые обозначения аккордов. Некоторые читатели не разбираются в нотной записи. Чтобы и эта категория могла почерпнуть изложенные сведения, поясняем: в примере 10, состоящем из аккордов в минорной тональности, первый аккорд является минором субдоминанты, второй и четвертый - тоническим минором, а третий - доминантсептаккордом. В примере 9 участвуют аккорды тех же ступеней в мажорной тональности. Исполнив на гитаре пример 7 и сразу перейдя к примеру 9, а потом проделав то же самое с примерами 8 и 10, мы увидим, что пример 9 - продолжение 7, а 10 - продолжение 8. Объединение примеров расширяет музыкальную мысль. Эти же примеры могут пригодиться для сопровождения мелодии, имеющей размер такта 3/4 (ритм вальса) - для этого аккорд после баса надо исполнять два раза.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #54 : 28 Декабря 2016, 04:23:19 »

Аккордом какой ступени начинаются примеры 7, 8, 9, 10? Какие примеры мажорные, а какие минорные? В каких примерах трезвучие 4 ступени оказалось мажорным и минорным? Есть ли различие септаккорда 5 ступени в мажоре и миноре?

Ответы. Пример 7 доминантсептаккордом, 8 - тоническим трезвучием, 9 и 10 - субдоминантовым. Примеры 7 и 9 мажорные, 8 и 10 минорные. Субдоминанта аналогична тонике - в мажоре мажорная, в миноре минорная. Строение доминантсептаккорда одинаковое.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #55 : 28 Декабря 2016, 04:25:15 »

12/70.

Законы музыкальной гармонии

Приступаем к гармонизации мелодии. Попробуем выяснить, возможно ли гармонизировать какую-либо мелодию, используя только известные нам основные аккорды лада: тоническое трезвучие, субдоминантовое и доминантсептаккорд. В качестве примеров используем народные песни, которые часто исполняются и известны всем любителям музыки. Комбинируя различные последовательности аккордов, обучающиеся на основании слухового восприятия (которое наиболее доступно теоретически не подготовленным любителям музыки) смогут, исходя из приведенных примеров, находить последовательности аккордов для многих мелодий. При записи партии аккомпанемента ограничимся обозначением звуков аккорда в основном виде (то есть с основным тоном в басу), который должен сопровождать данный отрезок мелодии без показа ритмического рисунка аккомпанемента. Такая запись гармонического сопровождения наиболее компактна, она позволит ознакомиться с аккомпанементом многих песен и, кроме того, привьет обучающимся навыки варьирования басовых звуков аккордов. Наметить ритмический рисунок аккомпанемента может сам обучающийся, исходя из характера мелодии: бас, аккорд для тактового размера 2/4, бас, аккорд и еще раз бас, аккорд для 4/4, бас, два аккорда - для 3/4 или 3/8. Хотя все аккорды записаны с основным тоном в басу, тем не менее, их можно исполнять, меняя басовые звуки, так, чтобы после основного вида появлялся аккорд в первом (секстаккорд) и втором (квартсекстаккорд) обращении. То же самое относится и к септаккордам. Например, если надо исполнить Ля мажорное трезвучие, сначала с басом Ля, а потом До диез (первое обращение) или Ми (второе обращение). При этом, руководствуясь слуховым восприятием, надо определить, какой вариант чередования басовых звуков лучше использовать в данном месте песни.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #56 : 28 Декабря 2016, 04:26:31 »

В примерах отсутствуют инструментальные вступления к песням, которые дают певцу слуховую тоническую настройку. Поэтому перед началом исполнения каждой песни нужно извлечь на гитаре первый звук, чтобы певец услышал, с какого звука начинается мелодия в данной тональности. В примерах имеется запись функциональной принадлежности аккорда (в схеме) и его буквенно-цифровое обозначение (в тексте). В качестве первого примера используем русскую народную песню "Степь да степь кругом".

  A
Степь да степь кругом,
              D
Путь далек лежит.
                A
В той степи глухой
E7        A
Умирал ямщик.

A (тоника):

EHGDAE EHGDAE
022 0  0222

D (субдоминанта):

EHGDAE
2320

E7 (доминанта):

EHGDAE
031  0


Чтобы определить, в какой ладовой системе написана мелодия музыкального произведения, надо ноты расположить постепенно, начиная с тонического звука мелодии, и тогда легко определить, какая это ладовая система. Если мы расположим ноты мелодии песни "Степь да степь кругом" в указанном порядке, станет ясно, что эта мелодия написана в мажоре: 1 Ля, 2 Си, 3 До диез, 4 Ре, 5 Ми, 6 Фа диез, 7 Соль диез, 1 Ля. Мы выяснили значение основных аккордов лада - трезвучий на 1 и 4 ступенях и доминантсептаккорда. Теперь выясним функциональную принадлежность остальных трезвучий. 2 и 6 ступень вместе с 4 составляют субдоминантовую группу, а 3 и 7 вместе с 5 - доминантовую. Необходимо предупредить, что в сложных последовательностях аккордов трезвучия 3 и 6 ступеней рассматриваются как временные заместители тоники. Дополнительное трезвучие может появиться после основного или вместо него. Появление дополнительного трезвучия до основного встречается реже. Усложнение звучания от превращения трезвучия в септаккорд той же ступени не отражается на функциональных соотношениях аккордов.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #57 : 28 Декабря 2016, 04:31:16 »

В итальянской народной песне "Санта Лючия" вместо основного трезвучия 4 ступени использован секстаккорд (1 обращение) 2 ступени (10 и 11 такты).

D          A7               D
Море чуть дышит в сонном покое,
         A7             D
Издали слышен шепот прибоя,
           Em               D
В небе зажгутся звезды большие.
         A7           D
Санта Лючия, Санта Лючия!

D (тоника):

EHGDAE
2320

A7 (субдоминанта):

EHGDAE EHGDAE
322 0  020 0

Em (2 ступень):

EHGDAE
000  3


Чтобы в любой тональности быстро находить трезвучие 5 ступени или доминантсептаккорд, надо помнить, что третий звук тонического трезвучия является 5 ступенью, следовательно, искомое трезвучие или септаккорд должны быть построены от этого звука. Например, в тональности Ре мажор тоническое трезвучие Ре, Фа диез, Ля, а трезвучие 5 ступени и доминантсептаккорд должны быть построены от звука Ля. Зная, какой звук является 5 ступенью, легко определить 4 ступень, чтобы быстро отыскать и субдоминантовое трезвучие.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #58 : 28 Декабря 2016, 04:33:49 »

Некоторые произведения не сохраняют от начала до конца одну тональность. Переход в другую тональность называется модуляцией или отклонением. Самым частым видом отклонения бывает переход в параллельный мажор или минор. В ряде произведений встречается серия отклонений в разные тональности, после чего происходит возврат в первоначальную тональность. Обнаружить модуляцию может помочь появление доминантсептаккорда, принадлежащего новой тональности, так как доминантсептаккорд, в отличие от других аккордов, принадлежит только одноименным мажорной и минорной тональностям, а после него следует тоническое трезвучие данной тональности. Перейдем к русской народной песне "Тонкая рябина", в которой имеется отклонение в новую тональность. Это отклонение совершается через доминантсептаккорд в Ля минор (10-11 такты), а возвращение в Ми минор осуществляется тоже через доминантсептаккорд (14-15 такты).

  Em           Am
Что стоишь, качаясь,
 H7       Em
Тонкая рябина,
 E7          Am
Головой склоняясь
 H7        Em
До самого тына?

Em (основная тоника):

EHGDAE
000  0

Am (основная субдоминанта и тоника отклонения):

EHGDAE
0 2 0

H7 (основная доминанта):

EHGDAE
242 2

E7 (доминанта отклонения):

EHGDAE
031  0
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Сапфо
САПФО
Ветеран
*****
Сообщений: 3401


Paul Is Live!!!


« Ответ #59 : 28 Декабря 2016, 04:35:48 »

Проделаем эксперимент усложнения гармонии в песне "Степь да степь кругом" введением отклонения из Ля мажора в Си минор. Для этого с 5 по 10 такты исполним следующие аккорды:

F#7 (доминанта отклонения):

EHGDAE
253  2

Hm (тоника отклонения):

EHGDAE
234 2


Мы привели примеры наиболее простых вариантов модуляции, так как эта тема является очень трудной для изучения. На этом мы заканчиваем краткий общедоступный курс музыкальной гармонии. Желающим получить более углубленные сведения рекомендуем воспользоваться учебниками Римского-Корсакова или Тюлина, или каким-либо другим пособием по гармонии. Чтобы было легче освоить материал, советуем предварительно проверить свои знания по учебнику элементарной теории музыки.
Записан

Мне летом на севере надо быть - а я тут торчу!..
Форум для левшей и про левшей
   

 Записан
Страниц: « Предыдущая 1 2 3 [4]
  Печать  
 
Перейти в:  

2: include(../counters.php): failed to open stream: No such file or directory
Файл: /home/l/levsha/levshei.net/public_html/forumsmf/Themes/default/Display.template.php (main_below sub template - eval?)
Строка: 498